Ви є тут

Роль телевидения как социального института в социализации личности в современном обществе

Автор: 
Сагитов Артур Ринатович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295934
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня по мере изменения социальных условий существования человека - урбанизации, атомизации, развития технологий коммуникаций - происходит активная трансформация социокультурных процессов в обществе. В социокультурной системе для выполнения задачи поддержания собственной целостности происходят адаптация в социальной, культурной и личностной системах и изменения в формах коммуникации между ними. Данные факторы обусловили изменения в процессах социализации. Одной из противоречивых тенденций в социализации личности является возрастание влияния телевидения на данный процесс. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. благодаря действию своих аудиовизуальных каналов телевидение превратилось не просто в средство передачи информации, но и в важный социальный институт, который участвует в социализации.
Телевидение стало самым доступным для значительной части человечества коммуникативным средством и вошло в повседневные социальные практики сотен миллионов людей. В результате, в деятельности современного человека просмотр телевизионных передач занял место одной из основных форм коммуникации, а в структуре потребляемой человеком информации объем телевизионной информации значительно возрос. Изменения в коммуникативной деятельности вызвали ряд трансформаций в трансляции социального опыта, и телевидение как социальный институт начал оказывать определенное влияние на результат социализации личности.
Данное положение телевидения провоцирует развитие целого ряда противоречий в системе социализации современного человека.
Телевидение располагает возможностями влиять на содержание культурных и социальных систем, участвуя в создании и трансляции определенного ряда социальных ролей, социальных норм поведения и ценностей.
15
систему. Что по сути, означает, социокультурная упорядоченность — это своего рода круговое динамическое социокультурное равновесие: его
институциональный, ролевой и символические аспекты взаимно обусловливают как изменения, так и стабилизацию социокультурной системы [Шайхисламов, 2007, С. 20].
С точки зрения формирования социальных качеств и социального поведения человека, обозначенные процессы представляют собой триединый процесс социализации, инкультурации и индивидуализации.
Термин «социализация» впервые стал применяться с конца XIX века — его ввел американский социолог Ф. Гиддингс в своей книге «Теория социализации» (1887). Автор употребил термин «социализация» как «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к общественной жизни» [цит. но: Мудрик, 1997, с. 24]. В процессе развития научной мысли сформировались основные подходы к данному понятию.
Структурно-функциональный подход в социологиии (Т. Парсонс, Р. Мертон) раскрывал понятие «социализация» как процесс полной интеграции человека в систему общественных отношений. В ходе социализации происходит постепенная адаптация индивида к требованиям социальной системы под воздействием принятых в обществе ролей и ценностей. Согласно Т. Парсонсу, индивид в процессе социализации выступает объектом воздействия своего социального окружения, которое обучает его социальным нормам [Краткий словарь по социологии, 1988, с. 17].
У. Бронфенбреннер определил: «Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества» [Бронфенбреннер, 1976, с. 56].
Э. Гидденс определяет социализацию как «социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и
ценностям; в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла» [Гидденс, 1999, с. 672].
П. Бурдье утверждал, что социализация направлена на освоение индивидом социальных ролей и приобретение социальных статусов в соответствии с социальными требованиями [Бурдье, 2002, с.36].
И.С. Кон определил социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры, в ходе которого создается конкретная личность» [Кон, 1988, с. 13].
Делая вывод о сущности социализации, можно сказать, что данный процесс представляет собой передачу обществом и усвоение индивидом социального опыта, на основе которого последний строит свое поведение. В основе данного процесса лежиг необходимость для общества сохранения целостности и стабильности социальных отношений. В связи с этим общество, его социокультурная система формирует определенные требования к
содержанию личностных качеств. Как отмечал Т. Парсонс, в процессе социализации общество стремится воспроизвести желательную ей систему действий, т.е. поведения человека [Парсонс, 1996, с. 468]. Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и при передаче социального опыта происходит ориентация на желаемые обществом качества. В конечном счете, под воздействием социальных нормативов формируется целостный блок социально-специфических характеристик, которые определяют социальное поведение человека. Усвоение человеком системы социальных норм общества обеспечивает его вхождение в социальную среду и функционирование в качестве полноправного члена. В свою очередь, общество в результате социализации воспроизводит необходимые для его существования отношения. Социализация включает в себя как целенаправленные воспитание и