Ви є тут

Многоуровневый маркетинг в современном обществе: макро- и микросоциальные аспекты развития

Автор: 
Кузьмина Ольга Геннадьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
296971
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ МНОГОУРОВНЕВОГО МАРКЕТИНГА §1.1 Специфика социальной организации многоуровневого
маркетинга и его дистрибьюторских сетей 17
§ 1.2 Генезис сетевой дистрибьюторской периферии в
организациях многоуровневого маркетинга 41
ГЛАВА 2. ДИСТРИБЬЮТОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
МНОГОУРОВНЕВОГО МАРКЕТИНГА НА
МАКРОСОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ §2.1 Место и функции дистрибьюторских организаций
многоуровневого маркетинга в современном обществе 64
§ 2.2 Деформализация социального взаимодействия в дистрибьюторских организациях многоуровневого маркетинга 86
ГЛАВА 3. МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
ДИСТРИБЬЮТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МНОГОУРОВНЕВОГО МАРКЕТИНГА §3.1. Личностные конфигурации торговых агентов 110
многоуровневого маркетинга § 3.2 Дистрибутивные технологии в рамках многоуровневого
маркетинга: социальные последствия 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 161
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Необходимость социологического исследования многоуровневого маркетинга обусловлена, на наш взгляд, тем, что в рамках данной дистрибутивной системы формируется определенная социальная общность, которая является субъектом социально-экономических и социокультурных преобразований. Значимыми признаками данной общности являются общие для всех дистрибьюторов системы формальные основания развития сети, единство организационной субкультуры, деформализация межсубъектного и межличностного взаимодействия, сходная система ценностей и единство социальных ориентаций. Формирование данной общности происходит под влиянием ряда социальных, экономических и технологических процессов, свойственных современному обществу.
Современный этап развития общества характеризуется многообразием форм социальной активности и организации человеческой деятельности. Традиционные формы социальной организации и взаимодействия между различными субъектами социально-экономического процесса утрачивают свою эффективность, а нетрадиционные (деформализованные) структурные компоненты социальной системы поглощают все большее число рядовых граждан и выполняют роль защитного механизма в кризисных социально-экономических условиях.
Характерной чертой нашего времени является сокращение численности работников при увеличивающихся объемах производства. В результате роста технологий и автоматизации большей части производственных процессов, с одной стороны, постоянно возрастает объем произведенных материальных ценностей, а, с другой - все большая
16
семинарах, проводимы кафедрой социологии, политологии и права ИППК при РГУ, двух внутривузовских конференциях, на Всероссийской конференции «Становление нового социального порядка в России» (Краснодар 2000 г.), на Всероссийском научно-методологическом
семинаре «Новый социальный порядок в России: основные черты и способы становления» (Краснодар 2001 г.), на региональной научно-практической конференции «Пути формирования гражданского общества в полиэтничном южнороссийском регионе» (Ростов-на-Дону 2001г.), на международной конференции «Занятость в XXI веке: формы, тенденции изменения, закономерности и мера» (Ростов-на-Дону, 2002г.), на Второй Всероссийской межвузовской конференции молодых ученых «Россия на пути к правовому государству» (Краснодар, 4-5 октября, 2002 г.). Основные результаты исследования опубликованы общим объемом 1 п. л.
Структура диссертации обусловлена ее целями и задачами. Диссертация состоит из трех глав, шести параграфов, введения, заключения общим объемом 169 страниц и списка литературы из 143 источников.
17
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУР МНОГОУРОВНЕВОГО МАРКЕТИНГА § 1.1. Дистрибьюторские сети многоуровневого маркетинга как тип социальной организации
В современном мире конкурентоспособность производителей определяется возможностью не только обновлять ассортимент продукции, но и умением создать для себя новую нишу сбыта на старом или новом рынке.
В последние десятилетия XX века ответом организаций на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой многоуровневой иерархии и движение к гибким структурам, напоминающим сети. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Сети рассматриваются как форма организации, отвечающие современным требованиям внешней среды [75; 379]. Движение от иерархического устройства к сети стало возможным благодаря тому, что:
1) информационные технологии позволяют широко использовать труд отдельных работников и их групп, выведенных за пределы предприятия; 2) децентрализация сбытовой деятельности: она все чаще переходит в руки дилеров, торговых посредников, дистрибьюторов. При этом вся продукция, которую они реализуют, продается под маркой крупной фирмы [130].
Сетевой маркетинг - стратегия реализации продукции, в рамках которой торговые агенты наделены правом рекрутировать других