Ви є тут

Общественная деятельность подростков как фактор их социализации

Автор: 
Крохина Екатерина Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298224
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
1. Теоретические основы исследования проблемы общественной деятельности как фактора социализации . . . . ... 17
1.1. Междисциплинарный подход к изучению понятия «социализация» 17
1.2. Общественная деятельность - сущностная характеристика
и актуальные проблемы . . ..... 45
1.3. Характеристика общественной деятельности как фактора социализации подростка . . . ...... 70
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ.........................................................................96
2. Влияние общественной деятельности на социализацию подростков -участников общественной деятельности (на примере г. Иваново) . 101
2.1. Социально-демографические характеристики респондентов . 101
2.2. Мотивация участия подростков в общественной деятельности 111
2.3. Социально-психологические характеристики подростков, участвующих в общественной деятельности . . . . . . .126
2.4. Ценностно-мотивационная сфера участников общественной деятельности . . . . . . . . . 135
2.5. Толерантные установки подростков, участвующих в общественной деятельности ......... 154
2.6. Классификация типов подростков - участников общественной деятельности ......... 166
ВЫВОДЫ КО 2 ГЛАВЕ.......................................................................177
РЕКОМЕ1ГДАЦИИ................................................185
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................187
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . 197
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................216
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Радикальные преобразования в экономической и общественно-политической сферах российского общества, произошедшие в последние десятилетия, повлекли за собой трансформацию социальных норм и ценностей, снижение роли традиционных институтов и агентов социализации (в т.ч. семьи и образования), возникновение негативных явлений в молодежной среде. Дефицит целенаправленного воспитательного воздействия на подрастающее поколение во многом определяет отклоняющийся характер социализации, закрепление в сознании и поведении молодых людей асоциальных и антисоциальных представлений и моделей.1 Отсутствие позитивных условий и возможное гей для утверждения в новой социальной позиции, слабое внимание со стороны властных структур к проблемам несовершеннолетних нередко приводит либо к снижению социальной активности юношей и девушек, либо к созданию антисоциальных группировок. В то же время, возрастает социализирующая роль общественной деятельности.
Исследователи детской и юношеской общественной деятельности (Л.В. Алиева, Э.А. Мальцева, И.И. Фришман2 и др.) отмечают позитивное воздействие организованных форм деятельности на социализацию подростков. Участие в общественной деятельности способствует развитию патриотических чувств, гражданственности, самостоятельности и ответственности, формированию значимых ценностей и норм у юношей и девушек, а также становлению у них активной жизненной позиции, разработке позитивной жизненной стратегии. Участие населения в общественной деятельности обладает большим социальным и воспитательным потенциалом, является важнейшим условием становления и развития гражданского общества. Вместе с тем для россиян в настоящее время характерна низкая социальная активность. По
1 С&ммгин П.С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества: Автореферат лис.... доктора социологических наук. Ростов-на-Дону. 2007
2 Алиева Л.В. Становление н разшлгне отечественного детского движения как субъекта иосшгтатсльного пространства: Дне. ..доктора педагогических наук. Москва, 2002; Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социальною воспитания подростков: Авто реф. дне. ...доктора педагогических наук. Ижевск. 2006; Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. псд. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
22
индивидами и ощущать на себе их реакции1. Концепция Дж.Г. Мида составила основы эмпирического исследования социализации: социальные функции детской игры, значение прямого и косвенного общения, характер и типы «значимых других», способы «принятия роли другого», целостность личности и т.д.
Американский социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж.Г. Мида разработал концепцию «значимого другого». Через «значимого другого» (личность, оказывающая наибольшее влияние на формирование установок индивида и его собственного «Я») может осуществляться процесс социализации, если индивид стремится принять его роли, подражать ему. Наиболее часто применяемыми терминами, отражающими ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности, выступают «идентичность и самоуважение».
По мнению последователей гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Оллпорт), социальное развитие личности понимается, прежде всего, как самоактуализация «Я-концепции». К. Роджерс3 считал, что сформированная «Я-концепция» имеет определяющее значение в выборе типа поведения личности. Главной задачей процесса социализации, по его мнению, является формирование гибкости личности в оценке самой себя и умения переоценивать ранее возникшую систему ценностей (индивид в условиях невозможности изменить определенные события может изменить свои восприятие и интерпретацию). А. Маслоу3 полагал, что социальное поведение человека самодстсрминировано, и личность сама себя творит, поскольку социальность заключена в самой её природе. Действия человека изначально мотивированы ценностью своего «Я», поэтому он не нуждается в постоянной корректировке поведения в угоду общественным требованиям. Вместе с тем, каждый индивид имеет движущую им иерархию врожденных потребностей - от
1 Волков Ю.Г., Добрсньков В.И., Нсчипурснко B.H., Понов A.B. Социология. М.: Гардприки, 2000. С.128-130; Исгория тсоретичсскоП социологии. Т.З М.: Изд-во «Каноп+» ОИ «Реабилитация», 2002. С.276-281; Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для стул. высш. учеб. зав. М.: Изд. центр «Академия», 2004. С. 10-12.; Смслзср Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 101-103; Шибуганн Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. С.203-204.
2 Хьслл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. С.529-569.
3 Хьслл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: П»гтср, 2006. С. 480-522.
23
элементарных до более высоких'.
В контексте педагогического подхода социализация представляет собой совокупность организованного системного воздействия на личность, учитывающего ее специфические характеристики, социальный опыт и содействующего ее самоактуализации, становлению собственного «Я», а также самореализацию личности в представленных условиях (Л.А. Бодалев, Л.И. Новикова, A.B. Мудрик, В.А. Сухомлинский). В рамках педагогического подхода к проблеме социализации неодинаково определяется степень активности личности в процессе ее взаимодействий с обществом, которое для сохранения своей социальной структуры стремится сформировать в человеке модели ролевого поведения, основанные на социальных (национальных, групповых, профессиональных и др.) стандартах. В традиционно педагогическом смысле социализацию сводят к дидактическим процессам овладения знаниями и умениями, т.е. к образованию и обучению. Осознание потребности в «человеческом капитале» определенного качества возрастает в зависимости от степени модернизации общества, сложности его структуры и уровня социально-экономического развития. Отмечено, чем больший «объем» занимает в процессе социализации се социально-контролируемая часть, тем большую роль играет в общественной жизни воспитание как социальный институт и система образования как его составляющая. Однако сторонники педагогических подходов не учитывают ряд аспектов социализации: за пределами внимания остаются вопросы саморазвития личности (самообразование, самовоспитание), т.е. воздействие на подрастающее поколение рассматривается в общем плане, без учета личностных особенностей. Можно предположить, что нивелирование особенностей личности - одна из причин фиаско идеи создания единой детской и молодежной организации в нашей стране (пионерия и комсомол). Отсутствие свободы выбора новых форм практической деятельности вызвали отторжение общественной деятельности у значительной части молодых людей. Усиленный контроль реализации «правильных» (с
1 Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. С. 221-222.