Ви є тут

Социально-институциональный анализ социетальной сферы торговли в современном обществе

Автор: 
Бородай Владимир Александрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2009
Артикул:
299076
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА Т. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ТОРГОВЛИ
1.1. Общение и обмен в современном обществе, их взаимосвязь
1.2. Экономические и социокоммуникативные потребности
1.3. Эволюция торговых отношений, признаки их институционализации
Резюме гл. 1
ГЛАВА И. СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ
2.1. Система социальных функций торговли
2.2. Социокультурные инновации в торговле
2.3. Торговля как сфера социокультурной коммуникации
Резюме гл.2
ГЛАВА Ш. ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ
ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА
3.1. Связь торговли, производства и потребительского рынка
3.2. Анализ моделей маркетинговых стратегий субъектов современной торговли
3.3. Торговля как медиатор экономической и социальной политики
Резюме ГЛ.З
ГЛАВА IV. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ ТОРГОВЛИ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
4.1. Потребностная обусловленность развития торговли в переходном обществе: проблемы компенсации дефицитов
4.2. Социальная специфика процессов инвестирования в торговлю в период общественных реформ
4.3. Конституирование субъектов торговой сферы: структура и особенности
Резюме гл.4
ГЛАВА V. ИНСТИТУ1ЩОНАЛЬНАЯ И СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИЕТАЛЬНОЙ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ
5.1. Проблемы институциональной трансформации системы торговых организаций, изменение социальных практик
5.2. Характеристики развития и зрелость институциональных субъектов торговли
5.3. Нормагивизация поведения в сфере торговли, социальные изменения в культуре торговли
Резюме гл.5
ГЛАВА VI. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
6.1. Экономическая политика в сфере торговли: ориентиры и механизмы социальной регуляции
6.2. Социальные тенденции развития современного института торговли в российском обществе
Резюме гл.6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
237
256
273
286
288
289
307
325
344
347
348
368
387
390
394
3
действие), указывает не только на то, что находится вокруг и вне действия, но и на само действие. Найденный смысл субъекта обозначается им как «ресурс» потенциально возможных действий. Будучи структурирован и сорганизован в соответствии с некоторым принципом, ресурс выступает как «потенциал» возможного действия. Слово «предмет», корреллирующее по смыслу с объектом, добавляет характеристику «цель» как вполне определенную точку в пространстве, куда надо попасть или что-то сделать именно в этой точке.
Переписав формулу предметности и объектности, получают формулу структуры деятельности «Ресурс - Потенциал - Действие - Условия - Цель», где первые три элемента представляю собой структуру субъекта, последние три - структуру объекта, а средние три - способ действия. Таким образом, субъект и объект уже не мыслятся в логике бинарных оппозиций, а представляют собой нечто, становящееся в процессе постоянного взаимного превращения ресурса-потенциала и условий-цели. Социокультурное пространство - поле обмена, когда возможные действия, ситуации, наличные обстоятельства, состояния в соответствии с нормативной моделью деятельности становятся условиями или ресурсами, конституируясь в качестве характеристик субъектности или объектности. Способ деятельности «не есть нечто, находящееся между субъектом и объектом, не приуроченное к ним; он есть живая связь и средостение их в силу того, что, как уже указывалось, первые три элемента базовой формулы деятельности суть субъект, последние три - объект»35.
Данная модель деятельности, по мнению ее автора, носит нормативный характер и позволяет, избегая психологизации или узкого социологизма, обратиться к интерпретации психологических процессов и объяснению «поведения» социальных систем. Рассмотренная модель деятельности интересна тем, что объясняет, каким образом деятельность становится
35 Там же. С. 55.
40
принципом организации взаимодействия системы и среды, когда из чет-то единого в соответствии с принципами деятельности нечто отграничивает себя от среды, и осуществляется обмен между ними. Деятельность - это не то, что происходит между субъектом и объектом, эго нормативная модель, это процесс, в результате которого образуются субъект и объект — система и среда. Причем процесс конституирования субъекта и объекта представляет собой перманентную цепь обменов: природные и социокультурные условия трансформируются в ресурсы, определяя нужды и потребности субъекта-системы. Ресурсы позволяют выделить свойства и- качества социокультурного пространства как цель, которая в свою очередь становится принципом организации ресурсов и формирования потенциала деятельности.
Индивидуальное взаимодействие человека с природой конституирует самую простую- систему деятельности. Особенность этой системы заключается в кратковременности существования ее структуры и постоянном ее воспроизводстве в различных точках физического пространства, там, где происходит акт присвоения вещества^ природы, т.е. в точках непосредственного- взаимодействия. Это взаимодействие инициировано биологическими потребностями человека^ которые способен удовлетворить непосредственный контакт с природой.
Совместная, коллективная деятельность обеспечивает переход к новой системе, для которой характерно производство — не точечный контакт человека с природой в целях удовлетворения потребностей, а процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. «Процесс целенаправленной деятельности человека, в ходе которого он преобразует наличные элементы естественной среды в средства удовлетворения своих потребностей, в необходимые для жизни материальные блага, мы называем процессом производства»36, - писал польский социолог Я. Щепаньский. Общественное производство
36 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. С. 33.
41