Ви є тут

Сфера молодёжного досуга мегаполиса в обществе потребления: социологический анализ

Автор: 
Дьяконов Михаил Юрьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299325
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы
исследования сферы молодёжного досуга............................13
§ 1. Социокультурные основания
социологического исследования сферы досуга.......................13
§ 2. Особенности формирования сферы молодёжного досуга
в условиях становления в России общества потребления.............30
§ 3. Теоретическая модель сферы досуга в обществе потребления....44
Глава 2. Анализ особенностей сферы молодёжного досуга мегаполиса в обществе потребления 69
§ 1. Исследование досугового поведения
молодёжи общества потребления....................................69
§ 2. Трансформация культурных ценностей молодёжи
в обществе потребления...........................................98
§ 3. Роль современной государственной политики
в области совершенствования культуры досуга молодежи............123
Заключение......................................................144
Библиография....................................................151
Приложение......................................................169
3
Введение
Актуальность темы исследования. Современная Россия па рубеже ХХ-ХХ1 веков включилась в глобальные экономические, политические и, что представляется не менее значимым, культурные процессы, в том числе связанные с массовой культурой, информационной средой, досуговыми практиками. Изменения, происходящие в сфере досуга, повышение значимости той роли, которую она играет в жизни современного российского общества, начинают оказывать принципиальное влияние на формирование социальных отношений.
Сфера досуга испытывает на себе значительное влияние таких сфер общества, как экономическая и культурно-духовная. Однако, если с культурой, с её освоением, с процессом самосовершенствования человека, досуг связан исторически, то его включение в систему отношений «производство—потребление», которое является характерной особенностью последнего времени, в конечном счете, приводит к возникновению сущностного противоречия между культурными ценностями и стереотипами потребления.
Само по себе данное противоречие оказывает влияние на формирование общественного сознания и выбор членами общества тех или иных моделей поведения. Социальные отношения, которые формируются на базе такой сферы досуга, приобретают характер потребления. Общество, которое складывается на основе таких отношений, в мировой социологической и социально-философской науке уже давно получило определение как «общество потребления».
В этой связи актуальным представляется не просто исследование современного состояния сферы досуга, но анализ трансформаций этой сферы, определяемый становлением в России общества потребления и теми
19
оно упраздняется»9. С понятием симуляции связано понятие «симулякрл>, понимаемый, как копия, оригинал которой отсутствует.
Бодрийяр показывает, что желания потребителей формируются производителем. Человек уже не волен распоряжаться самим собой, в принудительном потреблении он не более свободен, чем в принудительном труде: «Потребителю вменяется в обязанность наслаждаться, он становится предприятием по наслаждению и удовлетворению. ...Для потребителя, для современного гражданина не стоит вопрос о том, чтобы освободиться от этого принуждения к счастью и удовольствию, которое в новой этике является эквивалентом традиционного принуждения к труду и производству. Современный человек проводит все менее и менее свою жизнь в труде на производстве, а всё более и более он проводит её в производстве и непрерывном обновлении своих собственных потребностей и своего благосостояния»10. Эти процессы, которые описал Бодрийяр, как характерные для французского общества 50-60 годов XX века, находят своё проявление в современной России. Сфера досуга приобретает черты, характерные для стран западной цивилизации, и становится преимущественным пространством потребления, а следовательно, пространством манипуляции и созданием искусственных потребностей.
Необходимо отметить, что объектом пристального изучения Бодрийяра становится повседневная жизнь человека. Именно в силу объективного изменения её сущности и роли в обществе. Повседневность создаёт массы -«молчаливое большинство»11, «черную дыру», поглощающую социальное. Массы становятся результатом подмены самой сущности социализации, процесса становления человека как члена общества, человека, который учится входить в социальные связи, быть элементом социального бытия. Как
9 Энциклопедия постмодернизма. «Симуляция» 1щр://<^оуап.уащ1с\.гиМс>/ро.ч[п^сптт
10 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика,
2006. - 269 с. (с. 110)
!: См.: Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. - Екатеринбург,
Издательство Уральского университета, 2000. - 96 с.
20
отмечает Бодрийяр, результатом такой квазисоциализации становится потребитель, для которого развитие социальных навыков вторично.
Подчёркивая изменение содержания социализации, он ставит под сомнение и процесс окультуривания человека (как освоение культурных требований и норм), процесс, который следует за социализацией. Культура низводится до утилитарного уровня и «...больше не создаётся для длительного существования. Она сохраняется, конечно, как универсальная инстанция, как идеальный эталон, ...но в своей действительности, в своём способе производства она подчиняется тому же зову «актуальности», что и материальные блага»12.
Общество оказывается изолированным от своих культурных и духовных оснований: «нет больше трансцендентности, финальности, цели: это общество характеризует отсутствие «рефлексии», перспективы в
отношении себя самого»13. Можно сказать, что такое общество находит оправдание своего существования в себе самом. Это чревато тем, что такое общество в кризисных ситуациях не способно к коррекции своего бытия, так как . не способно опознать причину кризисных явлений, лишено
интеллектуальных и духовных критериев, не способно выработать новые
нормы.
В работе «Система вещей» Бодрийяр показывает, что
технократический, рационалистический образ мышления оказывает репрессивное воздействие на сферу духовного, которая включает нравственные, эстетические, познавательные и другие жизненно важные представления человека. Вещизм приводит' к такому явлению, как упрощение, уплощение человека, у людей формируются ложные потребности, они становится «одномерными», утрачивают способность критического отношения к действительности, установка потребления
12 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2006.-269 с. (с. 135)
15 'Гам же, с. 240.