ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА 1. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях
социальной неопределенности: теоретико-методологические
проблемы исследования........................................... 20
1.1. Профессиональное самоопределение молодежи как предмет социологического исследования................................ 21
1.2. Понятие социальной неопределенности в социологической науке................................................ 33
1.3. Молодежь в условиях социальной неопределенности: методологический конструкт исследования
профессионального самоопределения...................... 52
ГЛАВА 2. Российская молодежь в условиях социальной неопределенности: особенности профессионального самоопределения и реализации профессиональных ориентаций на рынке труда......... 71
2.1. Социальное развитие российской молодежи в условиях роста социальных рисков и социальной неопределенности...... 71
2.2. Формирование профессиональных ориентаций российской молодежи в условиях трансформации ценностей российского общества: мотивационный анализ....................... 91
2.3. Специфика профессионального самоопределения российской молодежи и оценка эффекгивности реализации
ее профессиональных ориентаций на рынке труда.......... 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 134
ЛИТЕРАТУРА..................................................... 140
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Болевой точкой российской социально-трудовой и профессиональной реальности является отсутствие четкой системы профессионального- самоопределения и профессионализации, или профессиональной самореализации, молодежи на рынке труда в соответствии с полученной специальностью. Большая часть молодежи реализует свои трудовые потребности не в рамках полученной профессиональной подготовки, а самоопределяясь преимущественно в негосударственном секторе, более адекватно оплачивающем труд специалистов.
Сложности трудоустройства по специальности, обусловленные низкой оплатой труда, требованием опыта работы но специальности или дефицитом предложений на рынке спроса труда, формируют альтернативные, но более приемлемые варианты трудоустройства, способствующие потере профессиональных навыков, полученных в ходе профессиональной подготовки в вузе, а также прерыванию процесса профессионального самоопределения как непрерывного процесса профессионального совершенствования на основе реализации профессиональных ориентаций и установок в рамках выбранной профессии.
Таким образом, профессиональный, выбор и профессиональное
самоопределение в результате отсутствия четкой системы
профессионализации молодежи становятся, процессами, часто оторванными
от практической стороны профессионального самоопределения как процесса
реализации профессиональных ориентаций и компетенций, приобретенных в
ходе получения образования. Естественно, что при таких условиях сам
момент профессионального самоопределения в виде выбора возможной
(именно как возможной в виду отсутствия гарантий трудоустройства и
наличия на момент трудоустройства желания трудовой и профессиональной
реализации в рамках полученной профессии) сферы профессиональной
з
профессиональной структуре общества, в ходе чего формируется мотивационная сфера профессиональной деятельности, происходит адаптация к новым условиям развития социально-трудовых и профессиональных отношений.
3. Нормальность, привычность в восприятии риска - вот к чему идет современное общество, которое уже не в силах устранить социальные риски и их воспроизводство, и поэтому активно адаптируется к ним, изменяясь в соответствии со сменой общественной парадигмы развития, связанной с переходом от социальной стабильности и предсказуемости социального бытия к полной неопределенности и непредсказуемости социальной жизни в условиях воспроизводства социальной нестабильности как среды обитания человечества. Именно поэтому теория социальной неопределенности является наиболее адекватной для исследования общества современного типа, в котором неопределенность формирует пространство возможных вариантов социального развития с непредсказуемым результатом. С учетом того, что каждое общество стремится к социальной стабильности, глубокое социологическое изучение категории социальной неопределенности как источника не только социальных противоречий, но и социального развития может в определенной степени сделать общественное развитие прогнозируемым, а, следовательно, и регулируемым для- достижения социальной стабильности и эффективности профессиональной самореализации.
4. Четкое видение профессионального будущего, так необходимого
для человека на протяжении всего исторического пути развития общества,
сейчас перестало иметь онтологическое значение для жизни человека,
способного в течение своего профессионального цикла несколько раз
поменять профессию. В этой связи требуется такая парадигма
социологического исследования процесса профессионального
самоопределения молодежи, которая ориентирована на адекватный анализ
молодежи как субъекта и, в определенном смысле, результата общественных
14
отношений и процессов, протекающих в пространстве социальной неопределенности, объективно существующей и воздействующей на стратегии профессионального самоопределения молодого поколения. Такой парадигмой в работе признается парадигма, основанная на применении принципов полипарадигмального подхода и интегральной социологии, предполагающих использование потенциала наиболее перспективных теоретических подходов и концепций, адекватных динамично меняющейся реальности. В рамках стратегии полипарадигмального исследования для изучения процесса профессионального самоопределения молодежи в условиях социальной неопределенности наиболее перспективными определены рискологический подход, теория субъектности и социальной интеграции молодежи, а также теория человеческого капитала, теория мотивации и социальной адаптации. Интеграция субъективного и объективного как теоретических конструкций различных метапарадигм при использовании обозначенных подходов и теорий позволяет получить интегрированное социологическое знание о процессе профессионального самоопределения российской молодежи в современных условиях социальной неопределенности.
5. Современная российская молодежь развивается и формируется как социально-демографическая- общность с характерными социальнопсихологическими особенностями, ценностями и жизненными установками в условиях, неоднозначно влияющих на становление ее жизненных приоритетов и ориентиров и в целом на ее жизненное самоопределение, в-том числе в профессиональной сфере. Рискогенность и социальная неопределенность современного общества, определяющие социальное развитие российской молодежи и его противоречивость, с одной стороны, становятся источником позитивного развития в ответ на необходимость преодолеть ситуацию неопределенности и сделать свою жизнь более стабильной, а с другой — источником деструктивных явлений и процессов в молодежной среде как результат вызова и протеста той части молодежи,
- Київ+380960830922