СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА................14
§ 1.1. Территориальное общественное самоуправление в развитии гражданского общества................................14
§ 1.2. Социальные основы развития территориального
общественного самоуправления в современном российском городе.50
Глава И. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ...............................71
§ 2.1. Состояние и региональные особенности развития территориального общественного самоуправления в городской среде.71
§ 2.2. Коммуникативные основы развития территориального общественного самоуправления...................................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................138
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................142
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета........................................165
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Проблемы горожан и их соответствие направлению работы органов местной власти..................................170
ПРИЛОЖЕНИЕ В. План (схема) территории органа
территориального общественного самоуправления «Лидер».......171
1
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях социальных преобразований и структурных реформ в Российской Федерации возникает необходимость в развитии институтов гражданского общества. Проблема его становления является одной из самых важных проблем дальнейшего поступательного развития страны. В ходе его формирования должны сложиться новые социальные институты, которые закрепят многие неформальные и слабо структурированные социальные процессы. Таким институтом развитого гражданского общества становится территориальное общественное самоуправление. Оно трансформирует общественные отношения в муниципальных образованиях, и поэтому необходим новый подход к местному сообществу, к социальным явлениям и процессам, происходящим в нем.
Местное самоуправление, участие граждан во всех сферах социальной жизни становится важным фактором, способствующим достижению целей модернизационного развития страны. Без высокого уровня самоорганизации людей и социальных групп невозможно решить задачи по масштабным преобразованиям экономических, социально-трудовых и политических сфер жизни. Именно этому способствует развитие территориального общественного самоуправления в муниципалитетах России. Оно становится инструментом развития социальной активности местных сообществ, которая положительно влияет на формирование российского гражданского общества в целом.
Наличие социокультурной специфики во всех общественных сферах российской жизни не дает возможности использовать технологии вестернизированных моделей развития России. В связи с этим возникает вопрос структурирования российских специфических моделей территориального общественного самоуправления. Практическая работа в муниципалитетах затруднена из-за отсутствия научных разработок; реальная социальная практика требует разработки социальных основ, анализа
3
Территориальное общественное самоуправление понималось этими учеными как развитие действующих открытых систем. При условии прекращения эволюции закрытых систем возникает точка равновесия, и система переходит в состояние энтропии, в котором она не способна к самоорганизации. Через возникновение флуктуации создается новый тип порядка, и системы получают возможность к самоорганизации. Путь любой системы к самоорганизации начинается через хаос, и процесс самоорганизации становится возможным через преобладание положительных обратных связей.
В процессе организации местного самоуправления энтропия понимается как степень хаотичности организации всей системы. В любом территориальном сообществе основными элементами, способствующими организации местного сообщества, являются люди, население, которое часто имеет свои противоречивые интересы, желания, различную мотивацию. В процессе самоорганизации в этой точке хаос только усиливается, и возникает ощущение того, что объединение интересов, самостоятельная организация вокруг какой-либо платформы не возможны. В данном случае местное сообщество находится в большой неопределенности, и возможны несколько путей самоорганизации территориального сообщества: усиление хаоса и распад системы, длительное нахождение системы в состоянии энтропии, или усиление центростремительных, организующих тенденций. Флуктуацией можно считать в данном случае случайное отклонение системы от закономерного состояния, т.е. распада, логически вытекаемого из хаотичной энтропии. В качестве примера точки флуктуации можно назвать местную проблему, социально-экономическую сложность, которая запускает механизм протестной активности населения, приводящий систему территориального общественного самоуправления в состояние равновесия.
В историческом аспекте исследовались общие закономерности развития территориального общественного самоуправления в России и за
16
рубежом. В рамках этого подхода ученые искали ответы на вопросы, что и как можно использовать в современных условиях развития нашей страны. Особенности местного самоуправления в историческом плане представлены трудами отечественных и зарубежных историков (В. В. Бакушев, Г. А. Герасименко, А. Э. Джашитов, Д. А. Левчик, С. П. Люшин, М. Куштапин, С. И. Мозохин, И. Зигерт, А. И. Солженицин, Г. А. Цветкова и др.) [33; 64; 77; 97; 137; 142; 150; 164; 200; 220].
Под моделью местного самоуправления в диссертации понимается система горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между субъектами самоуправления, закрепленная, как правило, законодательно, а под организационной формой — реализация правовой модели на практике с учетом исторических особенностей, национальных традиций, политических интересов и экономических возможностей местных сообществ. Традиционно в российской истории выделяют три модели местного самоуправления: земскую, советскую и новую (современную) модель.
Но существуют достоверные исторические сведения, что система местного самоуправления начала складываться и на более ранних этапах развития отечественной истории, задолго до земства [77]. Совместный труд и использование в этих целях орудий труда в процессе развития земледелия, скотоводства, промыслового дела, ремесла, позже промышленного производства являются предпосылками становления различных форм самоуправления. По мнению многих исследователей, «самоуправление как непосредственное управление общества (общности) самим обществом (общностью) присуще больше всего именно первобытным общностям уже в силу естественности такого управления, вытекающего из характера первобытной собственности, компактности и небольшой численности общины» [222, с. 84]. Кроме первобытнообщинных сообществ, примерами форм территориального общественного самоуправления могут служить феодальные демократии в Новгороде и Пскове, «Земская реформа» - при Иване IV; «Земские избы» — при Петре 1; «Общество городское» — при Екатерине II [222].
17
- Київ+380960830922