гу
Содержание
Введение.............................................................. 4
Глава I. Глобализация как социальный феномен современности... 26
1.1. Теоретические и методологические основы изучения глобализации......................................................... 26
1.2. Измерение и эффекты культурной глобализации...................... 40
1.3. Международные отношения в условиях глобализационных вызовов... 61
1.4. Глобализация вооруженных конфликтов в современном мире 79
Глава 2. Абхазия в системе международных отношений.................... 90
2.1. Суверенитет как фактор сохранения культурной идентичности 90
2.2. Грузино-абхазские отношения: проблемы взаимодействия............ 102
2.3. Динамика российско-абхазских отношений........................ 116
2.4. Международные организации в Абхазии: специфика деятельности. 135
Глава 3. Предпосылки современных социальных процессов в Абхазии: конфликтное измерение...................................... 149
3.1. Социально-психологические особенности кавказских этносов 149
3.2. Этнокультурные аспекты грузино-абхазских отношений.............. 165
3.3. Идеологические основы грузино-абхазских противоречий............ 184
3.4. Культурно-историческая динамика грузино-абхазских отношений... 199
3.5. Грузино-абхазская война (1992-93 гг.): этапы и последствия...... 219
Глава 4. Социально-экономические и политические процессы в Абхазии............................................................. 233
4.1. Социально-экономическая сфера в довоенный (до 1992 г.) период... 233
4.2. Социально-экономические процессы в поствоенный период........... 241
4.3. Социально-экономическое поведение населения..................... 255
4.4. Социальное самочувствие и идентичность населения................ 270
4.5. Политические процессы в поствоенный период...................... 287
2>
Г лава 5. Социокультурные трансформации в Абхазии................ 311
5.1. Глобализационные процессы в абхазском обществе.............. 311
5.2. Институциональные трансформации в сфере культуры............ 327
5.3. Религиозный фактор: история и современность................. 338
5.4. Институт образования: проблемы развития..................... 356
5.5. Социокультурные позиции абхазской молодежи.................. 368
Заключение....................................................... 377
Библиография..................................................... 386
Приложение....................................................... 418
40
поскольку она беспрерывно принуждает купца приспособляться к чужим нравам и обычаям, правильно выбирать место и средства. Важное средство рационализации мышления представляет знание многих языков, которое также с необходимостью вытекает из международной торговли.1
Следуя этой логике, следует признать, что именно коммуникационная и культурная глобализация делают возможной глобализацию в других сферах.
Определенная сложность, вытекающая из принятого выше определения, связана с тем, что мы связываем два онтологически разнородных явления - культуру (понимаемую в социологическом смысле -ценности, нормы, символы и образ жизни) и коммуникацию (технологии и средства передачи информации). Соответственно, для прояснения культурной сущности процесса глобализации необходимо рассмотреть два вопроса: I) как, и в каком направлении коммуникативная и технологическая глобализация влияет на характер и содержание формирующейся глобальности; 2) каковы основные социальные рамки этой глобальной культуры и в какой степени различные социальные группы включаются в универсум глобальной межкультурной коммуникации.
1.2. Измерение и эффекты культурной глобализации
Интеграция духовно-информационной, экономической, политической, сфер жизни подавляющего большинства стран мира, приводит к росту взаимовлияния культур, формированию необходимых для этого культурных норм, ценностей, общих, если не для всех, то для многих культур. Уже в трудах великих представителей эпохи Просвещения предприняты попытки осмысления движения народов в единую всемирную историю. Признавая самобытность, уникальность и неповторимость культуры каждого народа, нации, они вместе с тем считали, что национальное своеобразие культур не
1 Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М.: Лйрис-ирссс, 2004. С. 331
41
может затмить, а тем более скрыть глубинный смысл общечеловеческой культуры.
Сен-Симон писал о неизбежном сближении просвещенных универсальной гуманистической философией европейских народов под эгидой единого правительства. Идея универсализма воплотилась и в идею мирового гражданства у И. Канта, означающего окончательный переход человеческой личности от естественного состояния к разумному состоянию, что равносильно переходу от существования в условиях, налагающих на нас «местный» отпечаток, к существованию универсально всеобщему.
Э. Дюркгейм полагал, что результатом всё большей дифференциации должно быть всё более терпимое, абстрактное и «неэтатистское» коллективное сознание, ибо только оно может успешно интегрировать непрерывно увеличивающееся разнообразие внутри общества, и, следовательно, в долговременной перспективе лояльность к конкретному государству будет ослабевать, а границы между локальными обществами -стираться.1
Изучение быта, мышления, мифов первобытных народов, проделанное наукой XX века (Тэйлор, Фрэзер, Леви-Брюль, Леви-Стросс и др.), обнаружило следующее соотношение: чем глубже погружаться в древность народов и их воззрений, тем более на одно лицо начинают они выглядеть. Разнообразие начинает проявляться, не на этом древнейшем уровне, а может именно история создает лицо народа.2
11есмотря на различия человеческих обществ, существует объективная основа их единства - единства экономических связей и взаимозависимости политических процессов, науки, техники и культуры. То, что человечество являет собой единую, динамично развивающуюся систему, вряд ли станут отрицать даже те, кто недооценивает объективные тенденции глобализации, ее интегративную роль в международной жизни.
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М. : Канон, 1996. Кн. 2. Гл. 2-3
2 Гачев Г. Ментальности народов мира. М.: Эксмо, 2003. С. 30
- Київ+380960830922