2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И АРМИИ 24
§ 1.1. Армия и общество как взаимодействующие субъекты...24
§ 1.2. Сущность, содержание и механизм взаимодействия
общества и армии.........................................47
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И АРМИИ............................80
§ 2.1. Ценностные сдвиги и проблема развития взаимодействия
общества и армии.........................................80
§ 2.2. Эволюция представлений россиян о ценности армии как
специфического социального института....................106
§ 2.3. Формирование доверия между обществом и армией в контексте проблем социального капитала...........124
ГЛАВА 3. РОЛЬ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В РАЗВИТИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И АРМИИ...........................153
§ 3.1. Трансформация профессионализма офицерских кадров.153
§ 3.2. Особенности реинтеграции увольняющихся офицеров..177
ГЛАВА 4. МОДЕРНИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И АРМИЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ........................................198
§ 4.1. Переход к смешанной системе комплектования Вооруженных сил военнослужащими и его социальные
последствия..........................................198
§ 4.2. Военная служба по призыву в комплексе проблем взаимодействия общества и армии....................219
I
§ 4.3. Проблемы интеграции женщин в Вооруженные силы....240
ГЛАВА 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И АРМИИ В
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ............................261
§ 5.1. Участие военных в общественно-политической жизни.261
§ 5.2. Взаимодействие армии и неполитических общественных
объединений.............................................279
§ 5.3. Роль общественного мнения в развитии взаимодействия общества и армии..................................298
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................316
ЛИТЕРАТУРА
326
34
сматривают необходимость трансформации военной службы в разновидность гражданской общественной деятельности. Речь идет, главным образом, об укреплении гражданских основ военной службы как фактора, обеспечивающего решение проблем комплектования армии, социальной защиты военнослужащих1, укреплении воинской дисциплины, усилении борьбы с коррупцией и произволом командиров и начальников, сокращении военных расходов и т.п.
Новые формы использования Вооруженных сил активно прорабатываются и реализуются западными странами. Это находит выражение в расширении спектра миротворческого и гуманитарного вмешательства, для обозначения которого используется обширная терминология, включающая операции по установлению мира (peace making), деятельность по поддержанию мира (peace keeping), принуждение к миру (peace enforcement). Выделяются также миротворческие операции первого поколения (first generation peace keeping) и второго поколения (second generation peace keeping)2. Выполнение миротворческих операций меняет требования к военнослужащим, которые, по мнению многих западных теоретиков, начиная с Ч. Москоса3, должны объединять в одном лице качества военного и миротворца, военного и полицейского и т.п.4 Но так называемая миротворческая политика западных стран справедливо критикуется очень многими зарубежными и отечественными специалистами за ее размытость и нечеткость, двойные стандарты, игнорирование интересов местного населения, пренебрежение к жертвам интервенций и многое другое.
Проведенный анализ выявляет значительные различия между подходами западных и российских специалистов к проблеме изменения содержания функций армии и сближения военного и гражданского профессионализма. Если западные теоретики основное внимание сосредоточивают на проблемах
1 Беляев Л.М. Указ. соч. С. 68—73.
2 См.: Данилова Н Ю Армия и общество: принципы взаимодействия. СПб.: Норма, 2007. С. 57—64.
J Moskos Ch. Peace Soldiers: The Sociology of a United Nations Military' Force. Chicago: Chicago University Press, 1976.
1 Dandekcr Ch., Gow J. Hie Future of Pease Support Operations: Strategic Peacekeeping and Success// Armed Forces and Society. Vol. 23. № 3. Spring 1997. P. 335—336; Rccd B., Segal D. The Impact of multiplcdcploymcnts on soldiers’ Peacekeeping attitudes, morale and retention // Armed Forces and Society. 2000.27 (I). P. 57—78 и др.
нейтрализации внешних угроз, реализации политики сдерживания и достижения экспансионистских целей, то для российских специалистов наиболее актуальными являются проблемы, связанные с полнотой реализации внутренней функции армии и укрепления Вооруженных сил. В то время, когда западные специалисты устремляют свой взор за пределы страны, концентрируя внимание на «миротворческой миссии» военных, российские специалисты уделяют основное внимание внутренним проблемам Вооруженных сил, «очеловечиванию» военной службы.
Такая сосредоточенность на внутренних проблемах может иметь негативные последствия для обеспечения национальной безопасности. Как нам представляется, чтобы не остаться в стороне от набирающих силу новых мировых тенденций, нынешним российским военным и, прежде всего, военной элите необходимо современное мировоззрение, более широкий планетарный кругозор, опирающийся на обновляющиеся геополитические иПтерёсы России.
Помимо основных функций, закрепленных официально, армия реализует ряд универсальных функций внутреннего характера, обеспечивающих совместную деятельность людей. К таким функциям, свойственным любому социальному институту, относятся функции социализации людей, закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая и коммуникативная1. Особенности реализации этих функций в условиях армии обусловлены частой сменой личного состава, в своем большинстве молодого возраста, что существенно повышает их социальную значимость.
Армия выступает важнейшим институтом социализации и воспитания огромных масс населения; формирования у военнослужащих ответственности и сплоченности, повышающих устойчивость и целостность всего общества, его социальной структуры. Она является важнейшим ресурсом власти, источником квалифицированных управленческих кадров.различных уровней.
1 См.: Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костима Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1089. С. 19—27; Фролов С.С. Указ. соч. С. 130—132.
- Київ+380960830922