Ви є тут

Профессионализация Интернет - журналистики в блогосфере

Автор: 
Иванова Елена Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304117
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................3
Глава 1. Институциональные и методологические основы изучения профессий..........................................14
1.1 Профессиональная трансформация журналистики с появлением информационно-компьютерных технологий.............14
1.2 Особенности изучения профессий в связи с изменением характера труда..............................................19
1.3 Методологические подходы к изучению профессий.......25
1.4 Блогожурналистика в рамках социологии публичной сферы 40 Глава 2. Интернет-журналистика как новый социальный феномен
...........................................................49
2.1 Этапы становления гражданской интернет-журналистики и факторы влияния на ее развитие...............................49
2.2 Гражданская интернет-журналистика как элемент публичной сферы........................................................67
2.3 Сегменты развития блогожурнапистики.................85
2.4 Модели занятости гражданских интернет-журналистов на
рынке труда..................................................93
Глава 3. Формирование профессиональной идентичности
блогожурналистов..........................................108
3.1 Профессиональное знание и образование в дискурсивных ориентациях блогожурналистов................................111
3.2 Мотивационные стратегии и этические установки блогожурналистов............................................125
3.3 Статус блогожурналистики как профессии.............137
3.4 Профессиональные ассоциации блогожурналистов.......145
Заключение................................................160
Список использованной литературы...........................163
Пр нложен ил..............................................182
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Демократизация каналов доступа к информации и упрощение пользовательских Интернет технологий изменили пространство современных массовых коммуникаций. На фоне кризиса классических СМИ появляются новые общественные модели информирования публики и комментирования новостей, менее ограниченные разного рода контролем, а также менее затратные экономически, в силу снижения расходов на их производство и распространение. Кризис современных медиа^ сопровождающийся сокращением рабочих мест в традиционных СМИ, приводит к появлению новых форм занятости, усиливая конкуренцию в этом секторе производства.
В начале 1990-х годов широко распространяется такое явление, как Интернет-журналистика, разновидность журналистики, позволяющая ор^низовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической-инфраструктуры. Специфика явления состоит в том, что интернет журналистика гораздо шире, нежели просто перенос содержания традиционных СМИ в Интернет. Происходит многоаспектная конвергенция профессиональных медиа и возникновение новых практик, получивших общее название «гражданская интернет-журналистика» в рамках которых, публика играет активную роль в процессе сбора, анализа и широкого распространения разного рода информации, включая новостную. Такие условия требуют от журналистов, создающих репортажи или аналитические комментарии, особых компетенций и большей универсальности. Появляется такой новый вид изданий, как индивидуальные СМИ, создаваемые частными лицами, когда журналист становится не столько автором
17
Таблица l.l
Различия парадигм журналистики XX и XXI вв.
Традиционная парадигма Новая парадигма
Поиски объективной правды. Если нет однозначных свидетельств, должны быть представлены два противоположных взгляда на интерпретацию события Сообщается только информация о событии
Используются только источники, характеризуемые как «проверенные» и «достоверные» Используются источники, определяемые как «открытые»
Материал представляется в максимальной полноте Материал фильтруется с точки зрения журналиста
Материал рассчитан на массовую аудиторию Материал рассчитан на целевую аудиторию
Односторонняя коммуникация Ориентация на отклик
Наряду с аналогами традиционных СМИ в Интернете все большую значимость обретает феномен массового распространения любительских материалов журналистского содержания, называемый также гражданской интернет-журналистикой. Гражданская журналистика представляет собой концепт, согласно которому публика играет активную роль в процессе сбора, анализа и широкого распространения новостей и информации [Bowman, Willis, 2003].
Существует ряд терминологических и методологических вопросов, которые не снимаются, а, скорее, усугубляются с ростом этого социального явления. Одним из таких вопросов является отсутствие устоявшегося определения феномена и четкой таксономии. Этих людей называют гражданскими (citizen journalism), народными
18
(grassroots journalism), уличными (street journalism) и даже партисипаторными (participatory journalism) журналистами. Последнее определение связано, прежде всего, с тем, что такого рода деятельность объединяет в себе жу риал истеки й репортаж с активным обсуждением, совместным участием (participatory) читателей. Вторая проблема состоит в понимании гражданственности. Часто «гражданская деятельность» понимается как альтернатива обывательской позиции, лишенной общественного кругозора, сосредоточенной только на личном благополучии. Гражданственность понимается в рамках самостоятельного поиска пути взаимодействия, в обход официально-административных моделей, для достижения социального npoipecca. Однако, как отмечает Рейнгольд: «Внезапный приступ повального сотрудничества не обязательно всегда происходит в связи с прогрессивными событиями» [Рейнгольд, 2006, С. 248]. В связи с этим увязка понятия «гражданская журналистика» исключительно с проявлениями «гражданской» позиции не совсем корректна.
Характерной чертой гражданской журналистики является не столько ее активная социальная роль, сколько «непрофессиональный» характер, выражающийся в отсутствии формальной связи с каким-либо каналом официальных СМИ [Gilmore, 2006]. При этом само изложение материала может иметь вполне профессиональный уровень. Главный принцип гражданской журналистики в том, что вещание ведется от частного лица, либо группы лиц, не связанных формальными обязательствами конкретного СМИ. Гражданская журналистика представлена в ряде форм, в числе которых: блоги“,
“ Блог — веб-сайт, позволяющий размещать материалы п Интернете в текстовом, видео- либо аудиоформате, доступные другим читателям не только для просмотра, но и для комментирования.