3
8
22
39
54
76
90
96
107
121
123
131
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Природоохранная деятельность как необходимое условие перехода на модель устойчивого развития
1.1. Общие тенденции развития природоохранной деятельности
1.2. Специфика природоохранной деятельности горнодобывающих предприятий
2. Методические рекомендации по повышению эффективности управления природоохранной деятельностью горнодобывающего предприятия
2.1. Оценка состояния природоохранной деятельности горнодобывающих предприятий
2.2. Методические рекомендации но внедрению и функционированию системы экологического менеджмента на горнодобывающих предприятиях
2.3. Совершенствование системы управления природоохранной деятельностью на ОАО «Первоуральское рудоуправление»
3. Экономические аспекты управления природоохранной деятельностью горнодобывающего предприятия
3.1. Природоохранная деятельность предприятия как объект управленческого учета и экономического анализа
3.2. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы учета и анализа природоохранных затрат на горнодобывающих предприяшях
3.3. Формирование системы учета и анализа природоохранных затрат на ОАО «Первоуральское рудоуправление»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальное п» работы. Социально-экономическое развитие человечества неизбежно сопровождается усилением антропогенного воздействия на окружающую природную среду, что влечет за собой подрыв ее способности к самовосстановлению. В последнее время в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса наблюдаются явные признаки надвигающейся экологической катастрофы, проявляющиеся в деградации окружающей среды, обеднении генетического фонда планеты, истощении природноресурсного потенциала и в конечном итоге ухудшении качества жизни населения. Сегодня вся мировая общественность осознает необходимость перехода человечества на модель устойчивого развития, предполагающего интегрированное решение социальных, экологических и экономических проблем с целью обеспечения роста благосостояния нынешнею и будущих поколений людей.
В этих условиях особую значимость приобретает природоохранная деятельность, направленная на снижение и предотвращение отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природных ресурсов. Проблемы ее реализации рассматриваются в работах Вывариа А.Д., Глухова В.В.. Данилова-Данильяна В.И.. Деминой Т.А., Нестерова Л.П., Пахомовой И.В., Протасова В.Ф.. Серова Г.П., Харламповича Г.Д., Хачатурова Т.С.. Яндыганова Я.Я. и др.
Осуществление природоохранной деятельности происходит на различных уровнях: внутрифирменном, региональном, национальном и международном. Первостепенную важность имеют мероприятия в области охраны окружающей природной среды, проводимые непосредственно на предприятиях, которые, с одной стороны, выступают основными звеньями производства, а с другой стороны. - главными источниками экологической опасности. Среди них выделяются горнодобывающие предприятия, хозяйственная деятельность которых оказывает отрицательное воздействие практически на все элементы биосферы.
Вопросам совершенствования природоохранной деятельности горнодобывающих предприятий посвящены труды Александрова Б.М., Алискерова В.А., Выховского Л.З.. Завсрткина В.Л., Игнатьевой М.Н., Каплунова Ю.В.. Мирзаева Г.Г., Ревазова М.Д., Пахомова В.П.. Постникова В.И., Умнова А.Е., Шагжиева К.Ш. и др. Однако, несмотря на определенный научный задел, ешс не вы работам реальный механизм практического воплощения принципов устойчивого развития на уровне горнодобывающего предприятия. Особенно актуальной в данных условиях является задача формирования новой культуры
17
«грязных» производств с целью сохранения целостности своих природных богатств и чистоты своей экологии абсурдна. Экология у всех стран одна, а распространяющиеся воздушные и водные потоки, насыщенные вредными веществами, не смогут остановить никакие административные государственные границы и таможенные запреты. Что касается природных ресурсов, то они в большинстве своем исчерпаемы н имеют тенденцию к истощению на всей территории земного шара.
Очевидно, что глобальные экологические проблемы, имея высокий уровень сложности и затрагивая интересы всех государств, требуют для своего решения активного международного сотрудничества и выработки согласованных мер на общепланетарном уровне. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов зародилось в начале прошлого века. Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на двухсторонних связях и касалось только охраны отдельных природных объектов. Первым крупным шагом на пути установления многосторонних связей в природоохранной сфере считается проведение Конференции по международной охране природы, состоявшейся в ноябре 1913 года в Берне (Швейцария). В настоящее время число международных конвенций, соглашений, договоров достигло не одной сотни, а число двухсторонних конвенций - несколько тысяч.
Международные договоры, соглашения, конвенции и протоколы, касающиеся охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, различаются по характеру сотрудничества и регламентации. Но характеру сотрудничества среди них выделяют следующие формы: двухсторонние и многосторонние:
межгосударственные и смешанные; межправительственные и межведомственные: глобальные, региональные, субрегиональные; охватывающие все элементы природной среды в комплексе и касающиеся отдельных природных объектов и др. Но характеру регламентации среди документов, утвержденных на международном уровне, выделяют две категории:
1. Соглашения, выполнение которых носит обязательный характер. Они признаны всеми государствами. Это - Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973г.). Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972г.), Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния (1979г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992г.), Бухарестская конвенция по защите Черного моря от загрязнения (1992г.) и др.
18
2. Вторая категория носит рекомендательный характер: Стокгольмская декларация Конференции ООН но окружающей человека среде (1972г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980г.). Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992г.) и др. Эти документы не предназначены для прямою регулирования поведения членов международного сообщества, но обладают огромным авторитетом, являются показателями интересов населения мира, побуждают государства и международные организации к активному сотрудничеству.
Как видно из названий договоров, соглашений, конвенций и протоколов, их объектами являются: вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство, а также отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир. недра, уникальные природные комплексы.
Мировыми проблемами охраны окружающей среды и ресурсосбережения занимаются все известные виды международных организации - специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные неправительственные организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы (см. приложение 1). По содержанию охватываемых проблем все международные организации можно разделить на три группы: природоохранительного направления (ЮНЕП. МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ФЛО. ВОЗ. ВМО). специальною природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц. рыбных запасов, международных рек и т.п.). Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций, ее специализированным учреждениям. Зашита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Не основная цель состоит в оказании содействия решению международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к нравам человека 140 - 43].
Природоохранная деятельность на национальном уровне направлена на реализацию разработанной и утвержденной государственной стратегии охраны природы посредством осуществления целевых комплексных программ, призванных обеспечить оптимальное развитие экосистем и народного хозяйства с целью достижения баланса процессов воспроизводства и использования природно-ресурсного потенциала страны и благоприятного состояния окружающей среды, а в результате повышения жизненного уровня людей, создания максимальной комфортности среды их обитания. Эта деятельность проявляется в организации научных исследований, а также системы экологического
- Київ+380960830922