Ви є тут

Синтез шрифта и изображения в русской рукописной книге : XVII - первая половина XVIII века

Автор: 
Барыбин Владимир Васильевич
Тип роботи: 
XVII - первая половина XVIII века
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
164
Артикул:
172251
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение...................................................... 3
Глава I. Шрифт и изображение в разворотах русской рукописной книги: истоки традиции синтеза....................... 18
Глава II. Синтез шрифта и изображения в русской рукописной книге ХУН-первой половины XVIII века.............. 42
Глава III. Картина мира в русской рукописной книге............ 67
Заключение................................................... 113
Примечания.................................................. 127
Приложения................................................... 131
Список использованной литературы............................. 148
Список иллюстраций........................................... 159
Альбом иллюстраций........................................... 165
Введение.
Настоящее исследование посвящено синтезу шрифта и изображения в русской рукописной книге XVII - первой половины XVIII века как картине мира. Она выражает сущность и ориентации синтеза, национального искусства и культуры в их целостности, исчезающей в отдельных произведениях, науках, в любой другой сфере деятельности человека. Искусство книги обращено к чувствам и разуму, к интуиции, к человеческой личности в целом, имеет природно и исторически обусловленный характер. Синтез искусств в книге связан с её спецификой носителя словесной, рациональнологической информации и - информации художественной, нагляднообразной, в их единстве. Он обусловлен естественным для человека стремлением к целостности мироощущения и сознания, отражения жизненного опыта, оценки и смысла, единством материальной и духовной культуры народа, выражаемым в искусстве каллиграфии, миниатюры, декора и внешнего оформления списка. Поиск истоков и смыслов этой целостности неизменно приводит к общей и всегда актуальной проблеме целостности личности, её гармонии с окружающим природным и социальным миром, на основе определенных ценностей и идеалов. Интерес к человеку, искусству, культуре закономерно возрастает в эпохи кризисов, обострения его взаимоотношений с природой, и обществом, конкуренции интересов разных цивилизаций. Как ядро культуры народа, искусство системно взаимосвязано со всеми этими сферами бытия, несет специфическую информацию о духовной сущности вещей и явлений мира. Выраженная в поэтике стилистических доминант, она наиболее полно и ярко прослеживается в искусстве рукописной книги, т.к., подобно архитектуре или абстрактному творчеству, книга “работает” на уровне архитектонических закономерностей, непосредственно связанных с эмоционально-мотивационной сферой, с психологией восприятия и отражения. В отличие от произведений архитектуры или абстракционизма, имеющих относительно небольшой период существования, либо сохранившихся только в отдельных памятниках, искусство книги - явная, эволюционно сложившаяся и сохранившаяся система. Её сосуществование с искусством дохристианских оберегов и искусством Нового времени, способность абстрагирования, связывания конкретного с всеобщим, отражает системность и взаимозависимость миров души, образов искусства с миром - окружающей реальностью. Композиционностилистическая целостность и наглядно-образная выразительность произведений синтеза закономерно выступает их символом, образом в аспекте знаковости и знаком, наделенным “всей органичностью мифа” (С.Аверинцев,! 19,276), ведущим стилистический диалог
Ил.ЗО.
. .. 26 ...
стремление к монументально обобщенному выражению, отличающемуся от лиричности образов домонгольской Северо-Восточной Руси или Смоленска. Архаика укороченных фигур, плоскостность трактовки форм и пространства в миниатюрах памятника, их обобщенная и сдержанная выразительность, грубоватая смелость контурного рисунка, знакомые нам по Радзивилловской летописи, в сочетании с декоративной экспрессией цветового решения, определяют поэтику облика Тверского списка Хроники Георгия Амартола. Эта, ’’фольклорная компонента” (38,161) стиля определяет его природу во всем древнерусском искусстве как доминирующее свойство стиля монументального историзма Х1-Х1Н в. Слабоконтрастное начертание шрифта разворотов и неудачные пропорции полей, неоправданно широкие и яркие рамки миниатюр, как и в Изборнике Святослава, лишают развороты и памятник в целом, стилистической ясности и выразительности звучания.
В отличие от Твери, московской книгописной школе близки традиции искусства Северо-Восточной Руси. Мы видим это на примере Сийского Евангелия 1340г., написанного по заказу Вел. Кн. Московского, Ивана Калиты . В композиционном, цветовом и пластическом решении, например, его разворота с ктиторской V* композицией 9 ощутимо прочувствованное единство всех форм,
ил.31. структур шрифта и изображения. Её иконография восходит к киевским традициям памятников XI века, запечатлённым в Изборнике Святослава или - в Трирской Псалтири, несомненно, известным и во Владимире, косвенным указанием на что может служить ктиторская композиция тверского списка Хроники Георгия Амартола, близкая деисусной композиции Трирской Псалтири на сЛОоб. На светлой, тепловатоохристой поверхности листов пергамена гармонично сочетаются ритмы силуэтов фигур, светло-голубые и красновато-коричневые цвета, охры и зеленые, при доминировании яркой киновари. Вертикали ритмов миниатюры и столбцов текста задают торжественно-монументальное звучание развороту, как и в рассмотренном выше развороте Апостола толкового 1220г., ростовской школы. Мягкость колорита и пластики форм, выход нижнего края миниатюры за пределы изобразительного поля - “русское своеволие”( 157,284-285) несут в себе яркое декоративно-поэтичное начало и обаяние рукодельной работы русских мастеров XIV века. Оформление Сийского Евангелия и Хроники Георгия Амартола, Апостола толкового и Радзивилловской летописи, памятников киевской эпохи, показывает их устойчивое стремление к характерным типам гармонизации художественной формы разворота через гротескное обобщение, монументапизацию и декоративность, без стремления к мелочной детализации и повсствовательности. Это -традиционные для восточнославянского и древнерусского искусства темы и интонации образов, запечатленные в конкретных формах
Ил.32.
Ил.ЗО.
ч 27
( синтеза шрифта и изображений. Вера в реальную магическую силу
традиционных принципов формирования синтеза, книги как целого, священного и ритуального предмета, определяет поэтику и символизм звучания памятников её искусства. Ведущее положение принципов _ декоративно-монументальной обобщенности и экспрессии цветовых
решений, плоскостная трактовка форм и силуэтов, устойчивы на протяжении столетий как формообразующие, как непрерывная образносимволическая основа. Каноничность композиционно-стилистических предпочтений и представлений, сохраняющаяся в повторении из поколения в поколение традиционных тем и интонаций, естественно становится основой формирования синтеза в древнерусской книге. Она закрепляет тот образ мира, что сложился в незапамятные времена и органичной частью которого считал себя восточнославянский языческий, а потом и древнерусский христианский мир. Такая долговечность миро-, охранно- и стилеобразующих представлений сохраняется благодаря их первичной сущности - выражению заботы о безопасности и благе - охраннообразующей функции. Постепенно они # перерастают в эстетические представления, сохраняя какие-то отзвуки
защиты от сил зла, становятся олицетворением защитной силы этого красивого, прекрасного (169,517). Выбор тех или иных стилевых качеств в искусстве книги формирует гармоничную завершённость образов разворотов. Видоизменяясь во времени, в конкретных, чувственно воспринимаемых формах синтеза шрифта и изображения, масштабов и пропорций, эти качества становятся носителями оберегающей информации.
Еще два памятника московской книгописной школы - уже несомненный мостик не только к последующим векам, но и к произведениям XVII- первой половины XVIII века. Во-первых, это -Киевская Псалтирь XIV века.10 В её разворотах - более трехсот иллюстраций на полях, совершенно по новому сочетающихся с блоком Ил.зз. текста. Например, разворот л.62об.-л.63, с ярким инициалом, выполненным голубым, охрой и киноварью с золотом, где монолитные Ф блоки текста дополнены непринужденно-декоративной россыпью ярких
миниатюр на больших полях. Сочетание строгого монументализма пропорций и начертания букв уставного письма и декоративной раскрепощённости, мы видели уже и в ранних памятниках. Но здесь миниатюры отличаются тонкой, изысканной и гармоничной трактовкой форм, что идет от традиции, наметившейся в ростовском Апостоле толковом 1220г. Сходное поэтичное звучание образа свойственно и замечательному памятнику XV века - Зарайскому Евангелию11. По
ил.34. размерам и пропорциям его развороты близки современной книге, как,
* например, разворот л.94об.-л.95. Плавные мелодии круговых ритмов
миниатюр и чистота цветовых гармоний, с тонкими, изящными • переходами, светоносность колорита, ассоциируются с музыкальной