Ви є тут

Ювелирное искусство Москвы конца XIX-начала XX века

Автор: 
Иванова Надежда Юрьевна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172262
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение..................................................2
/. Глава. Ювелирное искусство России второй половины XIX -начала XX века.
1. Особенности художественного образования в декоративно-прикладном искусстве России второй половины XIX - начала XX
века.................................................. 12
2. Система организации мастеров-ювслнров в России второй половины XIX — начала XX века................................20
3. Ювелирное искусство Москвы................................26
4. Московские ювелирные фирмы второй половины XIX — начала XX века......................................................29
II. Глава. От историзма к модерну.
1. Поиски стиля в ювелирном искусстве второй половины XIX — начала XX века...............................................44
2. Стилистические особенности модерна........................51
3. Русский стиль.............................................59
4. Неоклассицизм.............................................65
III. Глава. Московские ювелирные фирмы конца XIX - начала XX века.
1. Фирма К.Г.Фаберже.........................................69
2. Фирма Г1.А.Овчишшкова.....................................ИЗ
3. Фирма И.П.Хлебникова.....................................143
4. Фирма Ф.ЛЛорие...........................................169
5. Фирма Н.В.Немирова-Колодкина.............................179
6. Фирма О.Ф.Курлюкова......................................187
7. Фирма Ф.И.Рюкерта........................................199
8. Фирма В.С.Семенова.......................................211
9. Фирма И.Д.Салтыкова......................................217
10. Фирма И.А.Ллексеева.....................................222
И. Фирма B.C.Агафонова......................................227
12 Разные ювелирные фирмы...................................231
13. Ювелирные артели........................................240
14. Неизвестные мастера.....................................255
Заключение..................................................269
Примечания..................................................285
Библиография................................................297
Введение.
2
Русское ювелирное искусство второй половины XIX - начала XX века вызывало широкий интерес еще у современников. Один из первых общих обзоров состояния отечественного золотого и серебряного дела мы находим в Отчете о всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 в Москве, выпущенном под редакцией действительного члена императорской академии наук В.П.Безбородова.1 В статье посвященной золотому и серебряному делу анализируется особенности развития ювелирного искусства в России. Отмечается многовековая традиция золотого и серебряного дела, особенности современного художественного образования, технического совершенсгвования, влияния моды, особенности спроса, преобладание чисто художественного элемента в произведениях. Выражаются пожелания стремиться к более обдуманному выбору сюжетов, освоению новых технических приемов и форм «...мы можем гордиться такими художественными и промышленными произведениями...Овчинникова, Сазикова, Хлебникова».2 В статье говорится, что работы мастеров золотого и серебряного дела одни из лучших на выставке и отличаются высоким техническим и художественным уровнем «...можно говорить и о «русской школе», имеющей Москву своим историческим и промышленным средоточием».3 Крупные Всероссийские и международные выставки, где экспонировались работы московских ювелиров, публиковали отчеты с описанием экспонатов.4
Статьи главного мастера фирмы К.Фаберже Ф.П.Бирбаума, которые выходили в начале XX века, освещают разные темы, так или иначе связанные с золотым и серебряным делом. В работе «Задачи нашей художественной промышленности»5 говорится о важности и серьезности художественноремесленного образования, об особенностях преподавания специальных предметов. «Сообщение по эмалевому производству»,6 сделанное в Русском художественно-промышленном обществе, освещает проблемы специфики технологий эмалевого производства. В других работах затрагиваются
29
Для ведущих московских ювелирных фирм особенно важным было поддержание определенного художественного уровня изделий фирмы, который соответствовал бы, с одной стороны эстетическим идеалам наиболее широких масс, с другой отражал передовые тенденции современного ему искусства. Конечно, удовлетворение этих далеко не однозначных требований вызывало к жизни столь различную продукцию, как, например, непритязательные, чеканные с матриц оклады икон, продававшиеся на поволжских и украинских ярмарках и изысканные по форме и декору произведения, подобные ныне хранящимся в собраниях музеев и частных коллекциях.
Золотое и серебряное дело Москвы рубежа Х1Х-ХХ веков показывает необычайное многообразие художественных направлений, декоративных форм и мотивов орнаментации. Выпускались произведения во всех направлениях модерна: национально-романтическом, интернациональном, классицистическом, а также продолжились традиции историзма. Ассортимент изделий был очень широк. Это культовые предметы - оклады икон, Евангелий, кресты, панагии, складни, потиры, дарохранительницы; и все разнообразие светских предметов - столовое серебро, предметы быта и туалета, декоративная скульптура, ювелирные украшения, наградные знаки и др.
4. Московские ювелирные фирмы второй половины XIX - начала XX века.
Одной из старейших московских фирм является фирма Сазикова, деятельность которой охватывает почти столетний период. Она ведет свое начало от мастерской Павла Федоровича Сазикова, купца третьей гильдии, известной в Москве с 1793 года, к 1810 году мастерская переросла в фабрику. Дело Павла Федоровича продолжал его сын, Игнатий Павлович (1793-1868), купец первой гильдии, выдающийся русский ювелир, принесший фирме
мировую известность.18 Прежде чем возглавить фамильную фирму, И. Сазиков совершил поездку в различные страны Европы для ознакомления с особенностями производства изделий из цветных и драгоценных металлов. Это позволило ввести ряд технологических новшеств улучшив точность ювелирного литья и чеканки посудных форм. Первая в России гильоширная машина была привезена из Франции в 1843 году.19 И.П.Сазиков руководил фабрикой с 1830 по 1868 годы. В 1837 году Сазикову присвоено «Звание придворного фабриканта серебряных изделий», Высочайше пожалованное Императором Николаем I. В 1842 году фирма открыла филиал в Петербурге, в 1845 году при фабрике было создано особое отделение для обучения серебряников и золотых дел мастеров на 80 человек. Предприятие И.П.Сазикова считалась одним из лучших в середине XIX века, имело почетные грамоты, малые и большие золотые медали за всероссийские выставки художественно-промышленных товаров в 1835, 1849, 1853, 1861, 1865 годах. А также большую золотую медаль и орден Почетного легиона за всемирные выставки в Лондоне 1851 году и в Париже 1867 году.20 Участник Всероссийских и Всемирных выставок, на которых получал многочисленные награды. Начиная с 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, где фирма получила мировое признание и первые заказы из-за границы. На выставке в Москве в 1882 году он получил высшую награду -«Государственный герб». К середине века в дело входят сыновья И.П.Сазикова. Сергей (1823-1880) возглавил производство и магазин в Москве. Валенгии (1830-1877) - в Петербурге. Старший сын Павел (1815-1856), получивший специальное образование, руководил художественной частью. Павел Сазиков учился вначале в Московском училище живописи ваяния и зодчества, а затем в Петербурге. В 1850 году Академия художеств присудила Павлу Игнатьевичу звание неклассного художника по скульптуре, за работы «Голова Христа Спасителя» и отделанный серебром с позолотой церковный яшмовый сосуд с принадлежностями к нему, для Исаакиевского собора но рисункам с древних предметов. Позже дело продолжили вдова Валентина Игнатьевича - Валентина Павловна и ее сын Павел Валентинович.