Ви є тут

Эволюция типов средневековой исламской архитектуры

Автор: 
Стародуб Татьяна Хамзяновна
Тип роботи: 
диссертация д-ра искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172299
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................5
1. Архитектура в контексте исламской идеологии.......................5
2. Актуальность темы................................................16
3. История изучения исламской архитектуры...........................17
4. Задачи и научная новизна исследования............................48
5. Практическая применимость работы.................................51
6. Структура диссертации............................................52
Глава 1. СВЯТЫНЯ.................................................... 53
1.1. Кааба..........................................................53
1.1.1. Происхождение Каабы и Мекки...............................54
1.1.2. Реконструкция языческой Каабы.............................56
1.1.3. Мусульманская Кааба.......................................62
1.2. Купол Скалы, или Куббат ас-Сахра...............................73
1.2.1. Причины и история строительства...........................75
1.2.2. Купол Скалы как выражение исламской концепции.............81
1.2.3.Скала. Образ святыни.......................................87
1.2.4. Экстерьер и архитектурное окружение Куббат ас-Сахры 91
1.2.5. Харам аш-Шариф - Благородная святыня......................97
ГЛАВА 2. МЕЧЕТЬ......................................................105
2.1. Этимология терминов и происхождение видов.....................105
2.1.1. Масджид..................................................105
2.1.2. Мусалла..................................................109
2.1.3. Джами....................................................109
2.1.3.1. Мечеть Пророка.....................................109
2.1.3.2. Михраб.............................................113
2.1.3.3. Минбар.............................................115
2.1.3.4. Минарет............................................116
3
2.1.3.5. Байт аль-мал и Максура............................117
2.2. Арабская мечеть.............................................119
2.2.1. Большая мечеть Омейядов в Дамаске......................119
2.2.2. Большая мечеть Кордовы.................................139
2.2.3. Большая мечеть Кайруана................................151
2.2.4. Большая мечеть Самарры.................................161
2.2.5. Мечеть Ибн Тулуна в Каире..............................169
2.2.6. Мечеть Карауин в Фесе..................................175
2.3. Иранская мечеть.............................................183
2.3.1. Масджид-и Джами Исфахана...............................187
2.3.2. Мечеть Лутфаллы и Масджид-и Шах........................192
2.4. Турецкая мечеть.............................................197
Глава 3. МЕДРЕСЕ И МАРИСТАН........................................212
3.1. История типов и значение терминов...........................212
3.2. Маристан Нур ад-дина в Дамаске..............................215
3.3. Сирийские медресе: ан-Нурийя Великая и Школа Рая............221
3.4. Иракские медресе: аль-Мустансирийя..........................225
3.5. Сельджукские медресе Анатолии...............................227
3.6. Мамлюкские медресе Каира: медресе-мечетьСултана Хасана 232
3.7. Мавританские медресе Феса...................................236
3.8. Большие медресе Самарканда: ансамбль Регистана..............242
Глава 4. РИБАТ И ХАНАКА............................................248
4.1. Рибат. Термин и архитектурный тип...........................248
4.2. Ханака. Термин и архитектурный тип..........................260
Глава 5. МАВЗОЛЕЙ..................................................271
5.1. История появления мусульманских надгробных сооружений 271
5.2. Термины и типы погребальных сооружений......................273
5.2.1. Куббат ас-Сулайбийя..................................275
5.2.2. Мавзолей Исмаила Самани..............................277
5.2.3 Мавзолей султана Санджара.............................282
39
типологической. Понятие архитектурного типа здания как такового здесь не затрагивается. Постройки различаются по назначению и сгруппированы, скорее, по видовым, чем по типовым признакам. Очевидно поэтому минареты рассматриваются отдельно, как некая «специфическая высотная форма восточного зодчества», «составная часть не только больших городских мечетей», но и «иных монументальных построек» [109. С. 68]. В действительности, как будет показано во второй главе диссертации, минарет является неотъемлемой составляющей архитектурного типа мечети. Характеристика каждого типа здания дана Галиной Анатольевной очень обобщенно, бегло, без внедрения в историю его происхождения и развития, научный аппарат отсутствует (дана только библиография). Таким образом, по характеру изложения материала внутри каждого раздела эта книга представляет собой классическую историю архитектуры определенного региона и периода.
Большой вклад в изучение архитектуры и в целом монументального и декоративного искусства мусульманского мира наряду с Г. А. Пугаченковой внесли такие известные советские ученые как Борис Владимирович Веймарн [71; 69; 70], Лазарь Израильевич Ремпель [116; 117; 118], Леонид Семенович Бретаницкий [66] В их работах, посвященных художественным культурам Средней Азии, Азербайджана [72], стран Ближнего Востока, собран, обобщен и систематизирован огромный научный материал. В трудах Татьяны Павловны Каптеревой [88; 89; 87] дан глубокий анализ формирования специфической ветви исламской художественной культуры в странах Магриба и в Южной Испании. Однако специфические вопросы терминологии и типологии исламской архитектуры остались вне поля зрения этих исследователей.
Первой работой, направленной на изучение типов исламской архитектуры, была опубликованная в 1980 в виде монографии докторская диссертация покойной Лии Юльевны Маньковской «Типологические основы зодчества Средней Азии (1Х-начала XX в.) [97]. Как и Г.А. Пугаченкова и другой видный историк среднеазиатского искусства покойный Л. И. Ремпель, Л. Ю.
40
Маньковская работала в ташкентском Институте искусствознания им. Хамзы Хакимзаде Ниязи и была участником многих научных экспедиций, исследователем-практиком. Л. Ю. Маньковская ежегодно проводила полевые исследования, на месте изучала строительно-технические и архитектурные особенности памятников, делала обмеры и составляла планы зданий. Ценой долгой и кропотливой работы она собрала огромный фактический материал, который и лег в основу ее монографии, последовательно и в деталях представляющей различные виды и типы мусульманской среднеазиатской архитектуры.
Согласно разработанной ею «типологической классификации» (определение Маньковской) архитектурных памятников Средней Азии IX-начала XX в. [97. С. 27-34 Таблицы 3 и 4], выделяются три основных направления строительной деятельности: градостроительство, гражданские сооружения и культовые здания. «Это членение, - поясняла автор, - позволяет классифицировать средневековые здания по их назначению аналогично подобным системам в классической и современной архитектуре». Таблица, в которой эта классификация наглядно представлена, построена по четырем номинациям: отдел —► класс —>род функций и род зданий. Так, в отделе «градостроительство» она отделяет класс городов от класса ансамблей и комплексов. В классе городов автор различает функции столицы, центра провинции, селения, или квартала, а в классе ансамблей и комплексов -функции общественных центров и мемориальных и культовых центров; в графе «функции зданий» общественным центрам соответствуют определения «городские» и «гузарные» (квартальные), а мемориальным и культовым комплексам - городские и загородные. Далее, по тому же принципу, классифицируется гражданская архитектура с тремя разделами: жилище, общественные здания и инженерные сооружения, и культовая архитектура, к которой причисляются лишь общественные сооружения - мечети для праздничных, соборных и ежедневных молений, здания для призыва на молитву - минареты, различные виды сооружений для одиночных и массовых