Ви є тут

Светские темы и образы в искусстве позднего средневековья : XIV - первая половина XV века

Автор: 
Акимова, Татьяна Александровна
Тип роботи: 
XIV - первая половина XV века
Рік: 
2005
Артикул:
172315
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение сЗ
Глава I. Сцены из рыцарских романов с.43
Глава II. Образы кельто-германской традиции с.79
Глава П1. Аллегории куртуазной любви с. 124
Глава IV. Аллегории жизни и времени с.174
Заклю'гё1Л*е с.205
Примечания с.213
Список литературы с.246
2
Введение.
«Средневековая жизнь полна языческих элементов, которые утратили свое сакральное значение и преобразились в чистую шутку в пышную и чинную игру рыцарства, в уточенную игру куртуазности...где она не питалась от античных корней, не дышала церковным или греко-римским воздухом, оставалось еще место для творческого игрового фактора, т.е. там, где средневековая цивилизация развивалась на базе кельто-германского или более древнего автохтонного прошлого», - писал И. Хейзинга1. В период высокого и позднего средневековья эти кельто-германские элементы являются важной составляющей светской культуры, обнаруживая себя как в придворной, так и в частной жизни людей.
К концу ХШ и особенно к XIV веку роль игрового, светского фактора в духовной жизни цивилизации становится очень значительной. Идеальный вымышленный мир, созданный куртуазной литературой двух предшествующих столетий, теперь воссоздается в пышных церемониях и ритуалах, празднествах с пирами и турнирами, без которых не обходится ни одно значительное событие. Пестрота и яркость этого мира отражается и в изображениях на многочисленных предметах обихода, которыми была так богата эпоха, любившая и ценившая роскошь, а так же в росписях стен замков и городских домов знати. Со страниц рукописей, из песен и рассказов жонглеров герои литературных произведений, баснословные и сказочные сюжеты, далекие как от церковной так и от античной традиции, «переселяются» во фресковую живопись, вышивку и шпалеры, ларцы для драгоценностей, крышки миниатюрных зеркалец, гребни, таблички для письма и прочие элегантные безделицы из резной кости, металла и дерева. Круг светских образов и тем, которые мог видеть в пределах собственного дома знатный человек конца ХШ-Х1У веков, был весьма обширен и богат, многочисленно было и само предметное окружение, где располагались подобные изображения.
К сожалению, обо всем этом изобилии дорогих и богато украшенных вещей нам приходиться судить лишь по их малой части, дошедшей до нашего времени. Монументальная живопись, существовавшая в жилых помещениях до XV века.
3
эпизодов литературных произведений, объединенные темой куртуазной любви, такие
как Источник Юности, Охота на единорога, свидание Тристана и Изольды, Осада
Замка Любви, Ланселот выручающий Гвиневеру из плена и др. Тот же набор мотивов
присутствует и на другой достаточно многочисленной группе памятников - футлярах
для миниатюрных зеркалец, которые могли быть изготовлены как из слоновой кости
так из драгоценных металлов. Плоские, круглые коробочки, с двумя
ввинчивающимися крышками, и металлическим диском- зеркальцем внутри были
неотъемлемой принадлежностью обихода модниц XIV столетия. Их носили на
цепочке, прикрепив к поясу. Зеркальце, гребень и элегантный расшитый, или
украшенный драгоценными камнями пояс - непременные атрибуты знатных дам.
Гребень получше мне нужен еще,
Зеркало чтоб я смотрелась в него.
Из кости слоновой ты мне подари,
С футляром красивым снаружи, внутри И на цепочке из серебра...
К началу XIII века дома феодальной аристократии, утратив черты патриархальной простоты и непритязательности, наполнились разнообразными предметами обихода. Инвентарные списки свидетельствуют о наличии чаш, кувшинов, бутылей, рукомойников из золота и серебра. Показательны инвентарные списки французского короля Карла V за 1364-1380 гг. и его братьев, герцогов Беррийского, Анжуйского и Бургундского, Карла VI за 1380 - 1422. Их составил золотых дел мастер Хенникен Дювивье и в них было 3906 предметов из благородных металлов. Красивыми и дорогими вещами стремились обладать не только ради практического использования, но и накапливать в качестве некого материального запаса, гарантии «на черный день».«Экономическая функция сокровищ как резерва на случай необходимости способствовала, по всей видимости, тому, что богатые накапливали драгоценные вещи».49 Среди светских сюжетов которые изображались на таких вещах следует назвать «Осаду замка Любви» и «Источник Юности» ( Они известны по инвентарю герцога Анжуйского и украшали соответственно -подсвечник и вазу). На сохранившихся предметах таких, как серия позолоченных и украшенных эмалью серебряных тарелок (Монпелье XIV век, из собраний Эрмитажа, Клюни, Метрополитен), присутствуют изображения символических животных Пп’ашог (лебедя, павлина, зайца.). На кубке из миланского музея Польди-Псццоли
25
( северная Франция XIV век) представлены сцены из романа о Тристане и поединки рыцарей, типические изображения вассальной клятвы и куртуазного оммажа содержат парные чаши жемельоны из Гос. Эрмитажа ( Франция, вторая половина ХШ века).
Роскошь быта, укреплявшая социальный престиж средневековой аристократии нарочито выставляясь напоказ. Неудивительно, что по мере падения этого престижа в обществе тяга знати к чрезмерному украшению собственного жилья, костюма , жизни как таковой возрастает. В Х1У-ХУ вв. специально предназначенные для демонстрации дорогой утвари поставцы и дрессуары размещались на видных местах главных залов дворцов и замков.
Начиная разговор о системе декоративного убранства жилых интерьеров ХШ-Х1У вв., следует заметить, что в отличие от более поздних эпох, количество известных памятников монументальной живописи, украшавшей стены домов крайне невелико. Если мебель (изготовление которой в средние века было довольно хлопотным делом) и дорогие ковры сохранялись достаточно длительное время, то настенные росписи больше зависевшие от капризов моды и пристрастий хозяев являлись самой изменчивой частью внутреннего убранства жилищ. Возникновению в замках ХШ-ХГУ вв. фресковых ансамблей мешало пристрастие средневековой аристократии к перемене мест и дальним путешествиям. «Связанный с перемещением в пространстве образ жизни всех классов препятствовал появлению стабильных элементов интерьера даже в самых цивилизованных жилищах эпохи Средневековья. Вся жизнь - короткая, полная жестоких и грубых испытаний -проводилась знатью и их приближенными в постоянных разъездах. Большие широко раскинувшиеся владения требовали постоянного наблюдения за ними в условиях отсутствия эффективной и авторитетной власти на местах... Голый вид многих средневековых залов и покоев, какой они имеют сегодня, соответствует в принципе тому, какими они были при наездах и отъездах владельцев... Все удобства, облегчавшие жизнь , а таковых было немало - были по неизбежности переносными; обстановка не была ни закрепленной за определенным местом , ни сколько-нибудь громоздкой.... Лишь довольно немногочисленная обстановка или предметы украшения - особенно если они были из хрупких или ценных материалов - могли оставаться без присмотра.»50 И хотя к XIII- XIV векам у средневековой
26