Ви є тут

Бурятский балет : истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца

Автор: 
Протасова Лариса Иннокентьевна
Тип роботи: 
истоки, этапы развития, взаимодействие национальн
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
163
Артикул:
174480
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
ГЛАВА I
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУРЯТСКОГО БАЛЕТА
1.1. Танцевальные народные традиции как истоки бурятского балета .... 12
1.2. Самодеятельное театрально-танцевальное творчество бурят (начало
XX в, - 1940 г.)......................................... 24
ГЛАВА II
РОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУРЯТСКОГО БАЛЕТА
2.1. Первые профессиональные балеты (1949-1959 гг.)......... 48
2.2. «Во имя любви» и «Красавица Ангара» - вершина синтеза классического танца и народной хореографии............... 87
ГЛАВА III
ЗРЕЛОСТЬ БУРЯТСКОГО БАЛЕТА
3.1. Рост профессионального мастерства балетной труппы (1960-е гг.).... 99
3.2. Классическое и национальное в балетных спектаклях
1970-1990-х гг.................................125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................152
ПРИМЕЧАНИЯ....................................... 155
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ................... 160
2
ВВЕДЕНИЕ
Бурятский балет прошел большой путь в своем историческом развитии и художественном совершенствовании. Его изучение как феномена национальной культуры представляет собой сложную историко-культурную и искусствоведческую задачу. Однако процесс становления, этапы развития и современное состояние балетного искусства в Бурятии до настоящего времени не стали еще предметом специального исследования. В то время как достижения бурятского балета, признание его профессиональных успехов настолько весомы, что по своему высокому художественному уровню он приобрел значение национального феномена, отразившего процесс формирования национального самосознания.
В осмыслении этого феномена возрастающее значение приобретает проблема диалога, взаимодействия национального и общечеловеческого. В современном, тяготеющем к глобализации мире особую ценность приобретают противостояние культуры и искусства всему, что стирает различия, специфику и самобытность национального сознания, понимание того, что национально-самобытное искусство, выражая общечеловеческое, обогащает его особыми, неповторимыми гранями. Свидетельством этому являются важнейшие государственные документы, такие как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999), ряд документов ЮНЕСКО, осуществляемый под эгидой этой всемирной организации в России, ряд проектов и программ международного значения по сохранению самобытных культур нашей страны как части шедевров мирового наследия.
Вопрос о том, когда, в какой момент появился профессиональный балет в бурятском сценическом искусстве и кто практически возглавил движение от народного танца к классическому, - этот вопрос до последне-
з
утилитарное значение. Они могли иметь магический смысл как призывание удачной охоты с целью мобилизовать внимание и волю коллектива охотников, напомнить приемы мастерства, подсказать о необходимости смелости, ловкости, находчивости при ловле зверя (8).
Исполнение охотничьего танца, несмотря на свой утилитарный характер, было зрелищным, в нём выступали известные охотники, снискавшие славу у сородичей своей ловкостью и удачливостью. Тематика танцев в значительной мере определяла их пластику. Так, прежде чем отправиться на охоту на медведя и чтобы охота была удачной, исполнители, облачившись в шкуру медведя, стремились как можно точнее воспроизвести характер движения, повадки животного и охотника. Бурятский танец «медвежья пляска» включает в себя действия охотника-медвежатника и медведя. «Действия ритмизированы, обусловлены участием коллектива и словесным выражением - напевом». По всей вероятности, если пляска выражала непосредственные действия охотника и медведя, то песня (напев) посвящался «медвежьей душе». По мнению исполнителей, медведь только в таком случае быстрее давался в руки охотников. «Подобный же характер имел “Танец тетеревов”, содержащий подражание охотничьим повадкам меткого стрелка и параллельно воспроизводящий неуклюжие движения самого тетерева, его предчувствие опасности, роковой выстрел и гибель птицы. Однако в этнографических записях последнего времени в этом танце утрачен охотник, танцуют только “тетерева”, т.е. утерян конфликт: драматический элемент преследования птицы и её гибель» (9).
Г.Д. Санжеев описывает этот танец так: «Один на корточках изображает “тетерку” и представляет “центр” (самку), а остальные, тоже на корточках, представляют самцов и тоже скачут вокруг неё и поют определенную песню. Устраивают при этом своеобразное состязание: кто дольше всех сумеет протанцевать тетеревиный ток. Участники игры сопровождали свои действия чёткими и ритмическими хлопаньем в ладоши, прищёлки-
15
ванием языком, присвистыванием, кудахтаньем и т.д., подражая токующим тетеревам» (10). Исполнители должны были обладать определённой ловкостью, навыком, выносливостью, актёрской игрой.
Постепенно, все больше овладевая искусством перевоплощения, умением ближе приблизиться к добыче, не спугнуть, охотники так точно научились копировать повадки и движения животных и птиц, чтобы было трудно отличить от настоящих. «Без этого не могло быть удачной охоты, служившей в известный период едва ли не главным средством существования первобытного охотника» (11). Как пишет Э.А. Королева, охотники танцевали с той же энергией, что и охотились. «В этих танцах происходила психологическая и физическая подготовка, тем самым они действительно способствовали удаче в охоте. Танцы уподобления животным, как тотеми-ческие, так и охотничьи, были широко распространены у первобытных племен всего мира» (12).
Подобные танцы были отмечены учёными в Австралии: «Мужчина-охотник в обрядовых танцах, уподобляясь животному, копировал все его движения». К числу факторов, определяющих пластику танцев, Б. Дин и В. Кэрелл «относили их физические данные - необычайно хорошо растянутые мускулы икр и аххилова сухожилия, что позволяло им легко прыгать, не отрывая пяток от земли. Вероятнее всего, умение австралийцев прыгать таким образом было достигнуто путём упорной тренировки с целью копирования движений какого-либо животного» (13).
Возвращение после удачной охоты, победа над крупным зверем - это событие отмечалось общим торжеством и весельем всех соплеменников, родичей. Здесь уже вторично изображался весь процесс охоты, его перипетии, танцы уже исполнялись в информационных целях. Остальные участники торжества были зрителями и выражали восхищение и одобрение. Удачливость охоты выделяла мужчину-охотника, в нем соединялись все качества: сила, ловкость, наблюдательность, смелость, ум. Мужчина-
16