Оглавление
ВВЕДЕНИЕ................................................................4.
ГЛАВА 1. Значение исторических промышленных предприятий и памятников промышленной архитектуры в формировании современной городской среды.............................................11.
1.1 .Понятие «памятник архитектуры»..................................11.
1.2.Памятник промышленной архитектуры, его значение и место в современной городской среде, проблемы охраны и подходы к оценке памятников промышленной архитектуры, историческое развитие промышленной архитектуры в России................................................14.
1.2.1. Понятие «индустриальное наследие», место и значение исторических производственных объектов в развитии образа современного города. ..14.
1.2.2. Проблемы охраны и современные подходы к оценке памятников промышленной архитектуры. Периодизации развития промышленной архитектуры.......................................................19.
1.2.3. Историческое развитие промышленности и промышленной архитектуры в России..............................................27.
1.3.Эволюция подходов к проблеме сохранения, реконструкции и интеграции памятников промышленной архитектуры............................50.
1.3.1. Российский опыт.......................................... 50.
1.3.2. Зарубежный опыт............................................63.
1.3.3. Процесс интеграции.........................................67.
ГЛАВА 2. Направления интеграции промышленных предприятий и памятников промышленной архитектуры в городскую среду...................73.
2.1. Градостроительные проблемы интеграции...........................73.
2.1.1. Градостроительные подходы к интеграции.....................74.
2.1.2. Система охраны историко-культурного наследия в крупных городах. 78. А. Москва.
Б. Санкт-Петербург.
2.2. Архитектурно-композиционные проблемы интеграции.................85.
2.2.1. Особенности архитектуры и композиции исторических промышленных предприятий. ...............................................85.
2.2.2. Типы исторических промышленных объектов....................88.
2.2.3. Интеграционные направления и тенденции.....................91.
2.3. Социокультурные проблемы интеграции............................105.
2.3.1. Социокультурная адаптация.................................105.
2.3.2. Создание новой социокультурной среды......................110.
2
ГЛАВА 3. Теоретические основы и выбор направления интеграции исторических промышленных предприятий.......................115.
3.1. Методика проведения анализа интегрируемого производственного объекта..............................................116.
3.2. Методика выбора направления и характера интеграции исторического производственного объекта............................133.
3.3. Тенденции функционального перепрофилирования промышленных объектов.............................................141.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ........................................146.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................149.
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................166.
зданий и сооружений, а также их производственное оборудование, образцы продукции и производственные технологии.
Говоря о значении исторических производственных объектов в развитии образа современного города, важно отметить, что архитекторы-промышленники Москвы, Санкт-Петербурга, да и других городов России и зарубежья создали свой образ производственной архитектуры. В производственных зданиях чаще всего использовались декор русской жилой и культовой архитектуры XVII в., ее полихромность, изрезанность объемов, такой же рисунок деталей. Так, например, Московская промышленная архитеюура романтична и отличается большей гуманностью. Как производственные здания, так и казармы имеют своеобразное композиционное построение.
Промышленные здания оказали влияние на формирование облика многих московских улиц. Часть нынешнего Ленинградского проспекта и Верхней улицы рядом с фабрикой «Большевик», Электрозаводская улица со зданиями бывших фабрик Гучкова и электролампового завода, часть Русаковской улицы с заводом безалкогольных напитков — типично московские производственные улицы, сложившиеся в конце XIX — начале XX в. Такие производственные улицы в основном начинали формироваться с постройки единичного промышленного объекта, некогда находящегося на окраине Москвы, в окружении низкой, в основном деревянной застройки. Как правило, подобные промышленные объекты производили внушительное впечатление, воплощали новейшие для своего времени достижения инженерной мысли. В окружении низкой застройки они смотрелись как крепости и становились доминантой в последующем развитии и формировании производственной улицы, представляли собой важные доминанты в градостроительной структуре Москвы или элементы в системе городских доминант.
Все последующие постройки, так или иначе, были связаны с этой доминантой и, как правило, подчинялись ей не только в эстетическом, но и функциональном смысле. Здание такого завода или фабрики постепенно обрастало сопутствующими постройками. Появлялись корпуса казарм и общежитий для рабочих, столовые, медицинские пункты, больницы, школы и детские сады. Формировались промышленные комплексы. Появление такого крупного промышленного предприятия или комплекса вносило изменения в транспортную схему города, для
18
удобства рабочих из других районов городов.
Снос одного из элементов такой градостроительной системы влечет за собой полное изменение композиции улицы, ее своеобразия, исключает ее из исторической застройки города. В настоящее время подобные заводы находятся в плотном окружении зданий различного назначения, но по-прежнему остаются наиболее значительными в эстетическом отношении. Современная реконструкция предприятий, расположенных на таких улицах, разрушает целостность городской среды. И актуальной остается задача поисков архитектурно-композиционного подхода к проблеме реконструкции окружающей объект застройки, расположенной вокруг него.
В Москве, фабрики «Красный Октябрь», «Красные текстильщики», ткацко-отделочная фабрика в Хилковом переулке вместе с Кремлем составляют систему градостроительных доминант, сложившуюся спонтанно. Но равновесие здесь очень легко нарушить путем необдуманных реконструкций производственных зданий.
Пивоваренный завод имени А. Бадаева занимает важное место в системе городских ориентиров. Выстроенный в 1875— 1876 гг. как «производственный замок», он был задуман композиционным украшением набережной. В архитектуре готических башен, полукруглых солодовен, в резных вентиляционных выходах чувствовалась большая эмоциональная нагрузка, но в последние десятилетия после многочисленных реконструкций на набережную стали выходить задворки завода, самые неказистые его стороны. Художественные достоинства завода в силуэте набережной потерялись. Загороженный по Кутузовскому проспекту жилыми домами, завод воспринимается только со стороны набережной, т. е. теперь своей худшей частью.
1.2.2. Проблемы охраны и современные подходы к оценке памятников промышленной архитектуры. Периодизации развития промышленной
архитектуры.
Вопросы истории и охраны промышленного зодчества разных регионов России разрабатывались в трудах Н.С. Алфёрова, Л.В. Зельтен, А.Я. Ковалева, В.А. Матвеева, И.С. Николаева, А.Н. Репникова, Р.П. Подольского, Т.Н. Степанской, И.С. Терехина, М.А. Юдина, Е.Ф. Шумилова. В Санкт-Петербурге этой проблемой
- Київ+380960830922