Ви є тут

Историко-архитектурные аспекты развития мадраса в условиях исламского мира : Истоки, развитие, типологические особенности, взаимодействие и преемственность традиций

Автор: 
Мукимова Саодат Рустамовна
Тип роботи: 
Истоки, развитие, типологические особенности, вза
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
251
Артикул:
1000300447
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................. 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ МАДРАСА
Исторический фон ..................................... 22
Истоки архитектуры Мадраса ........................... 35
Культурно-исторический аспект генезиса Мадраса ....... 39
Исторические предпосылки появления Мадраса ........... 41
ГЛАВА ВТОРАЯ. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В
АНТИЧНОМ И СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ
И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ
Образование в VI в. до н.э. - V в.н.э................. 54
Система образования доисламского Ирана ............... 56
Система образования исламского мира .................. 60
Научные центры античного Востока ..................... 72
Научные центры средневекового Востока ................ 74
Архитектура научных и образовательных центров Востока ... 77
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. АРХИТЕКТУРА ВЕДУЩИХ МУСУЛЬМАНСКИХ
ШКОЛ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА Композиционная структура Мадраса средневекового Востока 88
Мадраса арабского мира ............................... 90
Мадраса Ирана и Хоросана ............................. 91
Мадраса Мавераннахра ................................. 96
Мадраса Таджикистана ................................. 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиции и современность в архитектуре Мадраса .... 113
Основные выводы и рекомендации диссертации .......... 123
ПРИЛОЖЕНИЕ .............................................. 127
Примечание к основному тексту ........................ 128
Систематизированный перечень использованной и цитированной
литературы .............................................. 157
Краткий словарь терминов по культуре Востока ............ 179
Иллюстративно-графическая часть диссертации ............. 197
Подписи под иллюстрации ................................. 237
Принятые сокращения .................................. 250-251
- 24 -
ваний (Хорезмийского, Бактрийскогоі) в виде конфедерации племен. Они, однако, не смогли в УІ в до н.э. противостоять войскам иранской державы Ахеменидов. Включенные в состав этого могучего рабовладельческого государства (УІ-ІУ вв. до н.э.) существенно повлияло на социальную структуру центральноазиатских, в том числе среднеазиатских областей. Иранские клинописные надписи этого периода упоминают Парфию (предгорье Копетдага и прилегающая зона Каракумов), Бактрию,Согд,Хорезм,область полукочевых народов - саков, в подчинении Ахеменидов входил и авестийское Моуру - Мерв (3, р.1,7).
При Александре іМакедонском (331-329 гг. до н.э) греческие войска проникли в глубь азиатского материка (3,р.3),вплоть до реки Танаис -Сырдарьи, основав здесь город под названием Александрия Эсхата -Александрия Крайняя (ныне город Худжанд). При Селевкидах, в Шв. до н.э. владевших некоторыми из среднеазиатских областей, здесь были основаны греческие колонии (3,р.4). Однако политическое значение их оказалось недоиговечным. Позитивные же последствия походов и общей политики Алек сандра сказались позднее в том, что почти изолированная ранее Центральная Азия оказалась включенной в орбиту связей в эллинизированным миром, с его высокоразвитыми формами социальной организации и высокой культурой.
Центральная Азия вступает в античную фазу своего развития(Ш в до д.э. -Ш/ІУ вв.н.э.) В середине Ш в. до н.э. номинальная власть,установ ленная греками, была утрачена и перешла в руки местных правителей. В области Парфиена возникло самостоятельное государство Аршакидов (Шв. до н.э. - Шв.н.), впоследствии расширившее свои владения на весь Иран и некоторые близневосточные страны. В Бактрии возникает Греко-Бактрий ское царство, на какое-то время распространившееся свою власть на Согд и к югу - вплоть до Северо-Западной Индии, но оно просуществовало лишь около 100 лет (3,р.б.)
Пв.до н.э. отмечен стремительным продвижении на юг и юго-запад
- 25 -
из далеких засырдарьинских областей кочевых азиатских народов. Назва ние их донесены древнекитайскими хрониками. Первыми хлынули саки (сз захватившие Северную Бактрию. Их вытеснили за Амударью, а затем и еп дальше народы юечжи, осевшие в Бактрии в составе пяти племен. Хорезк
Шаш (современный Ташкентский оазис) и Согд заполонили племена кангго?
Я
а на землях современного Кыргызстана обосновался народ усунь. Все ое первоначально вели кочевой образ жизни, однако те, что осели в обла тях развитой оседлоземледельческой культуры и городской цивилизации, постепенно ассимилировались в местной среде.
На рубеже нашей эры один из юечжкйских родов - Кушаны, сплотив четыре других, вместе с коренным населением Бактрии, основали Кушан-ское царство, а затем предприняв энергичную экспансию на юго-запад, овладели обширной территорией вплоть до долины Инда и Ганга. Так воз никла Кушанская империя, ставшая в ряд с тремя крупнейшими империями античного мира - Римской и Парфянской к западу от нее и китайской им перией Хань на востоке. Области же Согда, Шаша, Ферганы и Хорезма вх дили в рыхлое по своей политической структуре государственное объеди нение Кангюй.
Создание централизованных государств обеспечило в Средней Азии подъем производительных сил, создало разветленную сеть ирригационных систем, привело к росту числа и размеров городов, развитию внутренне и международной торговли и ремесел. И на всем этом фоне - расцвет ан тичного искусства: архитектуры, искусства ваяния, монументальной жив писи, создание высокохудожественных изделий из металла, камней-самоцветов, терракоты, кости. В этот же период развитие получают образование и наука с разветленной сетью учебных и научных учреждений.
Как и во всем древнем мире идеологию древнего центральноазиатско го общества во многом определяла религия. Ведущая роль здесь принадл жал зороастризму - в формах поклонения огню, при этом с рядом локал ных вариантов. Из Индии при Кушанах проник буддизм, но кроме этих ми