СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................1-9
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1 Основные теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы детской безнадзорности.....10-45
1.2 Содержание и общая характеристика детской безнадзорности...................................46-70
ГЛАВА 2. ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПУТИ ЕЁ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
2.1 Причины формирования детской безнадзорности.71-116
2.2 Проблема детской безнадзорное гн в современном городе ...............................................117-145
2.3 Основные направления решения проблемы детской безнадзорности..................................146-162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................163-166
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ „V.................167-181
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................182-191
I
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших проблем современного общества является детская безнадзорность. Она выступает как реакция института семьи на новые условия жизнедеятельности. Сформировавшиеся в современном обществе новые ценности обнаружили тенденцию выведения рождения и воспитания детей из ранга приоритетных. Семья перестала проявлять достаточную заботу о своих детях, нередко сама стала создавать условия, несовместимые с развитием ребёнка, порой даже опасные для его жизни.
Социальным следствием детской безнадзорности стало увеличение детской преступности, проституции, наркомании, алкоголизма, детского суицида. Эта тенденция набирает силу в современной России и нуждается в пристальном исследовательском внимании для поиска и принятия эффективных мер по её предупреждению.
Детская безнадзорность требует пристального внимания и изучения еще и потому, что выход страны на траекторию инновационной экономики предполагает создание качественно новой рабочей силы, человека, обладающего не только профессиональными знаниями, но и широкой гуманитарной культурой, психофизиологической устойчивостью, позволяющими принимать единственно верное решение в сложных нестандартных ситуациях. Формирование такого человека начинается с детского возраста и должно стать приоритетной задачей государства.
Итак, собственно жизнь, психофизиологическое и социальное здоровье ребёнка, обеспечение оптимальных возможностей его социализации как необходимого условия формирования личности, её активной жизненной позиции, гражданственности, профессиональной зрелости делают решение «детских» проблем приоритетными для государства и актуальными для исследования.
16
основе одной психологической черты или их комплекса. Так, в 1950 г. Шуэсслер и Крессли сделали попытку доказать, что правонарушителям присущи особые психологические черты, не свойственные законопослушным гражданам, но эта попытка потерпела неудачу.
Сторонники ролевых концепций девиации считают, что в процессе социализации ребенок овладевает значимыми для него ролями. Если этот процесс нарушен, то может начать работать, так называемый, компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже асоциальными, например, вор, наркоман, хулиган и др., характеризуемыми определенной атрибутикой.
Освоение роли происходит в несколько этапов. Сначала ребенок узнает о данной роли, ее правах и обязанностях, получает информацию о многочисленных формах девиантного поведения, о способах выяснения отношений, механизме решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, происходит ее осознание, вкладывание в неё личностного смысла.
Таким образом, для подростка, первый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса, а стремление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства неуверенности в себе.
Последний этап - окончательное принятие роли на психологическом (когда ребенок точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и как нужно их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли) уровнях.
Важным элементом социальных отклонений является отношение самого индивида к совершаемым им нарушениям. В основном это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальные психологи доказали, что для ребенка с девиантным поведением характерно стремление к самоудовлетворению потребности в оправдании своих действий, несмотря на их противоправный характер. Кроме того, в результате дальнейшей деградации личности мотивация поведения
17
снижается и утрачивается, что ведет к полному исчезновению характерного для человека стремления к признанию и успешности. Первичная девиация, по мнению представителей психологической концепции, переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры - процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, так, бытовое пьянство может в дальнейшем привести к уголовному преступлению.
С точки зрения последователей психологической концепции, принятие роли девиантной личности является причиной социальной изоляции ребенка. Кроме того, это приводит к формированию девиантной структуры личности, определяющейся асоциальным сознанием, не позволяющим подростку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.
В социологических теориях приоритетными факторами девиантного поведения являются социальные и культурные, оказывающие влияние на образ жизни человека в обществе. Первое социологическое определение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, разработавшим теорию аномии. Аномия понималась Э. Дюркгеймом как состояние общества, при котором отсутствует регуляция поведения индивидов в результате недостаточности определенных норм и ценностей, то есть прежние нормы уже устарели, а новые еще не сформировались. В этом случае в обществе царит социально-экономическая нестабильность, равнодушие к деятельности государства, отчужденность и недоверие между людьми. В данной ситуации институт семьи испытывает кризис. Лишенные целей и смысла жизни люди подвергаются стрессам, тревожности, что приводит к девиантному поведению.
Таким образом, практически до 90-х тт. прошлого века проблема детской безнадзорности не фиксировалась и не ставилась. Усилия учёных были сосредоточены на изучении причин детской девиантности. Анализ этих причин привёл к тщательному изучению семьи, её проблем. Но детская безнадзорность ещё не обнаружила себя как самостоятельное социальное явление, это случилось значительно позже.
- Київ+380960830922