ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Социальные особенности системы общего образования как проблемное поле инноваций 16
1.1. Теоретико-методологические основы изучения инноваций в системе общего образования 16
1.2. Трансформация социализирующей функции образования в современной школе 25
1.3. Институциональные изменения системы общего образования 32
1.4. Структурные изменения в системе общего образования как фактор инновационной деятельности 39
2. Инновационные практики в системе общего образования как объективная и интерсубъективная реальность 58
2.1. Инновационная сфера системы общего образования в оценках специалистов управления образованием 58
2.2. Перспективы инновационных изменений в современной школе во взглядах педагогов 73
- 2.3. Инновационные практики агентов общего образования в современной российской школе 83
2.4. Профессионально-личностные характеристики агентов образования, влияющие на инновационные практики 105
2.5. Профессионально-коммуникативная среда в школе и статус образовательного учреждения как фон инновационных практик 111
Заключение 134
Литература 143
11риложение А. Вопросы интервью (специалисты органов управления образованием)
Приложение Б. Список опрошенных экспертов (специалисты органов управления образованием)
2
Приложение В. Тексты интервью со специалистами управления образованием (выдержки)
Приложение Г. Вопросы интервью (представители образовательных учреждений)
Приложение Д. Список опрошенных респондентов (представители образовательных учреждений)
Приложение Е. Тексты интервью с представителями образовательных учреждений (выдержки)
Приложение Ж. Анкета для учителей
Приложение 3. Статистические данные, полученные в ходе анкетного опроса Приложение И. Статистические данные исследовательских центров (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр)
3
применимости, а также коммерческой реализуемости нововведения, возможности извлечения прибыли [4, 5]. В рамках экономики более всего представлено подходов к объяснению инновационного развития: теория инноваций (роль инноваций в экономическом росте территории или организации), теория полюсов роста (особая роль лидирующих отраслей производства или комплекса предприятий, производящих новые товары и услуги) и др. [67]. Можно предположить, что некоторые теории могут быть применимы для объяснения процессов, происходящих в системе образования. Например, согласно первой теории, инновации в образовании могут служить инструментом его развития как социального института, с помощью теории полюсов роста можно описывать поддержку государством образовательных учреждений в рамках Национального проекта «Образование».
На законодательном уровне «инновация» определяется в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 г. Под «инновацией» понимается - «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [4, с 62]. Согласно Закону Томской области от 4 сентября 2008 г. № 186-03 «Об инновационной деятельности», под инновацией также понимается в широком смысле новый или усовершенствованный продукт, технология или услуга.
Некоторые авторы [70, с. 28], работающие по проблемам инноваций, связывают данный термин с такими понятиями как инновационность системы (способность к развитию, возможность реагировать на внешние условия), инновационный процесс (действия системы в ответ на изменения внешних условий), а также результат инновационного процесса (продукт или системное изменение, произведенное в результате реакции системы на внешние изменения). Таким образом, инновация рассматривается как возможность реагирования системы на изменения внешних условий, а также результат таковой реакции.
17
Применительно к системе образования мы можем рассматривать, каким образом система или отдельные ее составляющие реагируют на изменяющиеся внешние условия, а также каковы результаты данных изменений. Например, введение ЕГЭ создает необходимость изменять процесс обучения для того, чтобы подготовить обучающихся к его сдаче. Л результатом изменения процесса обучения может стать, например, расширение объема знаний обучающихся или, наоборот, «натаскивание» на специфические вопросы.
В рамках социологии инновации рассматривают такие авторы как А.И. Пригожин, А.Ю. Карпова, Г.С. Гамидов, В.И. Вяткин и др. В Российской социологической энциклопедии «инновация» определяется как синоним «нововведения» и подразумевает собой «изменение, развитие способов и результатов деятельности» [76, с. 317]. Некоторые авторы различают инновацию и нововведение. Под нововведением понимается нечто новое, а под инновацией - непосредственно процесс внедрения новшества.
В качестве основы для инноваций исследователи [20, с. 12] выделяют материально-техническую, научно-техническую, а также кадровую («человеческий фактор») составляющие. При этом главенствующее место отводится кадровой составляющей, то есть специалистам, обеспечивающим инновационные процессы. По мнению некоторых исследователей, для полноценного использования «человеческого фактора» как стратегического ресурса инноваций, необходимо в большей степени, чем законы трансформации общества, знать законы изменения коллективного поведения [56, с. 95; 20, с. 12].
В каждой отрасли научного знания предлагается собственное понимание инноваций. Данное понятие является операциональным, поэтому при каждом его использовании необходимо уточнение. В данном случае необходимо адаптировать понятие инновация к сфере образования, а также к цели и задачам проводимого исследования.
Для прояснения инновационных процессов в образовании, происходящих в системе образования изменений, воспользуемся идеями таких авторов как 3.
18
- Київ+380960830922