Ви є тут

Сироты в коррекционных учреждениях: социализация и последующая адаптация в обществе

Автор: 
Присяжная Надежда Владимировна
Тип роботи: 
социализация и последующая адаптация в обществе
Рік: 
2008
Артикул:
191926
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблем сиротства в России....................................................18
1.1. Проблемы сиротства детей с нарушениями психического здоровья 18
1.2. Ретроспективный анализ системы социальной поддержки детей-сирот, в том числе с нарушениями психического здоровья....................36
1.3. Концептуальные основы изучения социализации детей-сирот..........50
1.4. Специфика социализации детей-сирот в интернатных учреждениях 64
Глава 2. Социальные детерминанты адаптации выпускников коррекционных сиротских учреждений в современном российском обществе..............................................................82
2.1. Трансформация системы условий социальной адаптации подростков с легкими нарушениями психического здоровья........................82
2.2. Стратегии постинтернатного устройства выпускников сиротских учреждений......................................................103
2.3. Особенности адаптации в социуме выпускников коррекционных сиротских учреждений............................................117
Заключение...........................................................143
Библиография.........................................................147
Приложения...........................................................162
Введение
С момента становления человеческого общества поддержка слабых,. больных, стариков и сирот являлась неотъемлемой частью гармоничного функционирования социума, системой гарантированной социальной помощи каждому члену общества в случае его старости, болезни, сиротства. Русский народ в этом отношении обладает большим пиететом, особенно в отношении психически больных людей. Не случайно главный собор страны на Красной площади более известен по имени психически больного человека - юродивого Василия Блаженного.
На Руси психически больного ребенка-сироту традиционно воспринимали как «не от мира сего», «блаженного», в его высказываниях обычно искали некую мудрость: «устами блаженного и ребенка глаголет истина». Система современной социальной поддержки и защиты прав ребенка-сироты в России базируется на законодательной базе, а также особенностях менталитета русского народа, его культуры и религии.
Попадая в систему социальной защиты в результате сиротства (в том числе социального), ребенок получает статус «оставшегося без попечения» и переходит на полное государственное обеспечение, поскольку в Российской федерации именно государство является гарантом обеспечения детсй-сирот необходимыми условиями для жизни и всестороннего развития. Задача образовательного и воспитательного учреждения — максимально развить потенциальные способности, помочь ребенку вырасти здоровым, развитым человеком и главное, сформировать у него все необходимые навыки для адаптации в социуме.
Однако специфика процесса социализации сироты в условиях закрытого учреждения, обуславливает формирование у воспитанников личности особого типа. У детей, испытавших раннюю депривацию, наблюдается изначально искажение процесса формирования личности, эмоциональная нестабильность, задержка общего развития. Кроме того, в условиях закрытого учреждения у
17
ориентировка воспитанников сиротских учреждений», которая будет внедрена УМЦ «Детство» среди сиротских учреждений г. Москвы в 2008г.
По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объёмом 4,3 а.л. Основные положения диссертации докладывались на следующих конференциях и семинарах:
Всероссийский социологический конгресс, 2006г.; «Women, Work and Health». IV International Congress in New Delhi, 2005г.; «Молодые социологи о трансформациях в России и вызовах современности». Конференция аспирантов РАН и ГУГН, 2005г.; «Россия в современном мире: проблемы, тенденции, перспективы развития». Конференция аспирантов РАН и ГУГН, 2006г.; Заседание Исследовательского комитета РОС «Социология здоровья и здравоохранения», г. Москва, ММА им. И.М. Сеченова, 2006г.; XIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2007». МГУ, (диплом победителя секции «Социальная политика») 2007г.; Городской семинар по итогам деятельности городских экспериментальных площадок «Разработка и внедрение методик социализации воспитанников-сирот с девиантным поведением», г. Москва, 2007г.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В работе имеется 5 таблиц, 3 рисунка. Библиография включает 174 наименования источников, 10 законодательных актов, 19 интернет-источников.
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблем
сиротства в России
§1.1. Проблемы сиротства дегей с нарушениями психического здоровья
Наблюдаемый в настоящий момент рост сиротства (в том числе и социального), беспризорности, детской преступности в России является следствием кризиса «перестройки» и разрушения советской системы воспитания и социальной защиты. Экономическая нестабильность и трансформация социальной структуры общества отразилась на всей системе общественного воспитания: продолжается отток квалифицированных кадров из кадрового состава сиротских учреждений, значительно снижен объем занятости детей в системе дополнительного и досугового образования, фактически отсутствует практика кураторства детских учреждений «шефскими» предприятиями. Необходимо отметить также снижение уровня контроля над проблемными детьми из-за нехватки кадров в детских комнатах милиции и комиссиях по делам несовершеннолетних.
Также отмечается тенденция трансформации института семьи: возросло количество неполных семей и внебрачных детей, появились такие формы семейного проживания, как гостевая и 1ражданская семья, что вызвало падение нравственных устоев семьи, ослабило внутрисемейные связи, поставило под угрозу стабильность института брака. На фоне трансформации семьи наблюдается рост жестокого обращения с детьми в семье, снижение внимания родителей к воспитанию детей, что влечет за собой рост числа детей, оставшихся без попечения родителей и числа родителей, лишенных родительских прав. Исследователи говорят о «третьей волне» (после революции и Великов Отечественной войны) беспризорности и социального сиротства в России.