Ви є тут

Мифологические конструкты в процессах формирования властных отношений: региональный аспект

Автор: 
Галкина Елена Петровна
Тип роботи: 
региональный аспект
Рік: 
2007
Артикул:
191994
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.............................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИФА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ....................................13
1.1. Миф как социологическая категория........... 16
1.2. Мифологическое сознание: характеристики и функции 36
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ..........................73
2.1. Механизмы и технологии конструирования мифов, их закрепление в ритуальном поведении региональных элит.74
2.2. Трансформация мифологических конструктов в процессе формирования властных отношений.....................111
23. Использование социолого-математических методов в анализе изменения мифологических конструктов в формировании властных отношений....................................... 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................150
ЛИТЕРАТУРА.........................................159
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................170
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования обусловлена спецификой роли и значения мифологии в формировании властных отношений. Развитие социально-политических процессов в российских регионах требует комплексного подхода к анализу основных тенденций и закономерностей существования мифологических аспектов в процессах формирования властных отношений, которые направлены на легитимацию власти и объединение общественных сил для достижения поставленных целей социальных групп и сообществ. Расширение информационного пространства в настоящее время привело к тому, что в больших количествах и с огромной быстротой продуцируются социальные, политические, художественные, религиозные идеи в виде факторов влияющих на жизнь общества. И данные идеи, несмотря на свой иллюзорный характер, оказывают вполне реальное воздействие на социальное поведение: мифологические конструкты могут превращаться в средство манипуляции общественным сознанием и мобилизации социальных сообществ для достижения поставленных целей. Практика показывает, что современные технологии продолжают интенсивно продуцировать мифы, призванные связывать и канализировать общественную энергию, удовлетворять запросы общества массового потребления, создавая с помощью СМИ привлекательный имидж любого деятеля или социальной группы.
Анализ места и роли мифологии в процессах формирования структуры властных отношений является одним из приоритетных направлений в исследовании и понимании ряда взаимосвязанных между собой социально-политических процессов, происходящих сегодня на российском и региональном уровне.
Региональные властеотношения в современной России характеризуются тем, что они не всегда сформированы и функционируют в соответствии с нормами развитой демократии и часто монополизированы местной
3
поддержания и разрушения мифов наиболее продуктивно будет рассмотреть на основе междисциплинарного подхода. Но нужно отметить, что социологический анализ содержания феномена мифа, безусловно, представляет собой самостоятельный и значительный интерес.
Исследованию мифа посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных авторов. В этой литературе можно выявить определенные тенденции и выделить как разные концептуальные подходы к проблеме мифа, так и интерес к какой-либо одной стороне или виду мифологии: литературной, изобразительной, исторической, национальной, религиозной, политической и т.д.
1.1. Миф как социологическая категория.
К началу двадцатого века этнографами был собран значительный материал по культуре племен, находящихся на более ранних стадиях общественного развития. Непосредственная обработка и осмысление новых данных о ритуалах и мифологии послужили основой для разработки антропологической теории мифа.
Представителем антропологического направления был Д.Фрейзер, который применял сравнительно-этнографический метод при исследовании мифа. Он способствовал становлению обрядовой теории мифа. Решающую роль в возникновении этой теории сыграла “Золотая ветвь” Д.Фрейзера. Это исследование, в котором возведение одного конкретного мифа к одному конкретному обряду служит связующей нитью для описания целого Монблана обрядов всех времен и народов. Изучая сотни верований, обрядов, табу, мифов разных народов мира, он подчеркивал тесную связь светской власти с духовной властью шаманов, колдунов. Правителями, царями, вождями в первобытном обществе часто становились люди, которые обладали способностями колдуна. «Колдовские способности» помогали им
16
достичь влиятельного положения в племени, роде, общине, которое в свою очередь закреплялось в светской власти.
В первобытном обществе вождь - личность харизматическая, окруженная сакральным ореолом. Такой ореол, с одной стороны, помогает удержать власть, но с другой - способствует ее быстрой утрате, если такой ореол исчезает.
Д.Фрейзер исходил в “Золотой ветви” из представления, что мифы - это примитивная наука, основная функция которых - объяснительная и что, в частности, есть мифы, которые придуманы для объяснения обряда. [119.С.9]
Однако то положение, что миф может быть чем-то вторичным по отношению к обряду, получило в двадцатом веке мощное развитие. Миф рассматривался как своего рода текст к обряду.
Своеобразие функций мифов в примитивном обществе было освещено английским этнографом Б.Малиновским. Для него мифологический мир -это особая реальность, находящаяся за гранью истории рода, но продолжающая влиять на судьбы рода и его людей. Причем эта реальность не только осмысливается теоретически, сколько переживается как действительная социальная система, как некий регулятор жизнедеятельности общества. Миф в условиях бесписьменного общества -это, прежде всего, тесно связанный с ритуалами, обрядами социальный регулятор, средство регулирования коллективной деятельности, общественных отношений. Именно благодаря мифам кодируются традиции, нормы морали, верования, воссоздаются традиции, охраняются мораль и право, эффективно действуют и получают свой смысл ритуалы, в так же практические руководства.
Миф, как показал Б.Малиновский, - это социальная сила. Он обосновывает устройство общества, его законы, его моральные ценности. Б.Малиновский подчеркивал, что миф играет центральную роль во всех культурах, а не только в первобытных. [8.С.278]
17