Содержание
Введение.............................................................3
I глава
Теоретико-методологические основы исследовании Ислама как фактора стабилизации общества
1.1 .Ислам в современном обществе: понятие, сущность, структура.........18
1.2.Ислам как фактор мотивации социального поведения членов общества...52
1.3.Социокультурные традиции народа как предпосылка активизации стабилизирующей роли ислама в современном обществе......................76
II глава
Основные направления укреплении стабильности общества в практике ислама
2.1 .Укрепление дружественных, толерантных отношений в многоконфес-
сиональном обществе: основные направления............................93
2.2.Развитие идей гуманизма в многонациональном и поликонфессиональном обществе: формы и методы............................................121
2.3.Подготовка кадров для духовно-воспитательной работы в исламских учебных заведениях: совершенствование их деятельности...............131
Заключение .........................................................144
Список литерату ры..................................................150
Приложение..........................................................166
2
Введение
Актуальность темы исследования. Ислам - одна из трех мировых религий, возникших на Ближнем Востоке в VII в.н.э.1 Численность его последователей - мусульман - более одного миллиарда человек. Подавляющее большинство мусульман живут в западной, южной и юго-восточной Азии
л
и северной Африке. Мусульманские общины имеются на всех континентах . Мусульманская религия занимает важное место в жизни тюркских народов России - Урала, Поволжья, Сибири, Кавказа. Все вместе они составляют (по разным данным) 15-20% населения страны. Ислам в России - второе по количеству последователей религиозное направление после православия3. Более десяти веков мусульмане и православные бок о бок проживают на территории современной России.
В силу исторических, политических и ряда других причин на территории сегодняшней России Ислам исповедуют такие коренные народы, как татары, башкиры, ногайцы, балкарцы, кумыки и другие. Они являются мусульманами - суннитами ханафитского мазхаба4. В связи с этим в данной работе, исследуя Ислам, мы имеем в виду именно эту богословско-юридическую систему (мазхаб) суннитского ислама.
После того, как Волжская Булгария в 922 году официально приняла Ислам, население этого ханства, основу которого составляла татарская нация, начало тяготеть к исламскому Востоку. Многовековой накопленный мусульманскими народами опыт воспитания на основе исламских канонов и традиций, достижений исламской цивилизации и культуры оставил глубокий след в сознании татарского народа. В течение одиннадцати веков, несмотря на политические и социально-экономические перемены, одной из главных
1 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1964 - С.510.
2 Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь минимум по религиоведению / под ред. И.Н.Яблокова -М., 2002-С.381.
3 См.: Там же-С.381.
* Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). - Казань: «Фэн», 2003, - С.6.
3
5. Важным фактором духовно-нравственного обновления российского общества может стать религиозное образование и просвещение, основанное на подходе органического единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Целью религиозного образования является не достижение знания самого по себе, а формирование нравственной личности. Систему религиозного образования целесообразно строить на творческом развитии религиозных традиций и реинтерпретации религиозных первоисточников на базе накопленного социально-культурного и научно-философского опыта.
6. Системное религиозное образование, основанное на принципах гуманизма, народной самобытности, поликультурности, духовности и светскости, учитывающее потенциал религии в таких направлениях, как формирование целостных знаний учащихся о религии и религиозной культуре, духовно-нравственное воспитание личности, формирование национального самосознания, воспитание патриотизма, формирование толерантности и культуры мира, воспитание здорового образа жизни, будет препятствовать распространению различного рода радикальных антиобщественных течений той или иной конфессии, а также позволит формировать целостные знания о религиозной культуре.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут способствовать построению системного представления об исламе в аспекте оптимизации регулирования стабильности в многоуровневых процессах социальной адаптации, взаимосвязанных с реальными факторами трансформации в обществе. В работе в определенной степени раскрыто социально-нравственное и стабилизационное содержание ислама через призму взаимоотношений социальных институтов государства, гражданского общества и религии. Также результаты исследования могут служить одним из оснований для дальнейшего изучения теоретических проблем, связанных с задачами выявления влияния религий на общество в аспекте стабилизации общественных отношений. В диссертации систематизированы и сформулированы теоретические положения о характере
16
влияния ислама на современное общество; предложены пути активизации стабилизирующей роли ислама в современном обществе. Сформулированы и предлагаются некоторые практические рекомендации по формам и методам укрепления толерантных отношений в поликонфессиональном обществе. Материалы исследования могут быть использованы в перспективном планировании социально-экономического развития региона.
Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено в отделе качественных исследований Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан. Результаты исследований докладывались на всероссийской научной конференции «Современное российское общество: состояние и перспективы» (г. Казань, 2005), на межрегиональной научно-практической конференции «Регионы России: проблемы безопасности» (г. Казань, 2005), на итоговой научно-практической конференции ИСЭПН АНТ (г. Казань, 2003). Г1о теме исследования имеется десять публикаций: в том числе в сборниках научных трудов ЦПЭИ АН РТ (г. Казань, 2006), а так же в ведущих рецензируемых изданиях, утвержденных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты исследования применялись автором в процессе преподавания курса «История религий» и «Социология» в высших учебных заведениях Набережных Челнов (НГПИ, КамПИ), также они могут быть применены при преподавании таких учебных дисциплин как «Философия» («Философия религии»), «Основы религиоведения». Диссертация обсуждена на заседании научных сотрудников ЦПЭИ АН РТ, а также кафедре журналистики и социологии КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой из них, заключения, библиографии и приложения.
17
- Київ+380960830922