Содержание
Введение..........................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты анализа ценностной структуры социального процесса потребления...........................16
1.1 Ценность как предмет социологического анализа............16
1.2 Потребление как особый тин социального взаимодействия 55
Глава 2 Ценностная дезориентация населения России в условиях кризисной либерализации.................................................80
2.1 Генезис компонентов ценностной структуры в контексте
развития российского общества................................80
2.2. Ценностно-организующая роль социального процесса потребления в условиях кризисной либерализации..............................108
Заключение..........................................................127
Список использованной литературы....................................130
Приложения..........................................................142
2
Введение
Актуальность темы исследования. В отечественной социологии накоплено большое количество эмпирических данных, свидетельствующих о революционно-взрывном характере происходящих на рубеже ХХ-ХХ1 столетий в России модернизаций экономической и политической сфер общества и социальной структуры российского социума, которая продолжала обеспечивать надежную трансляцию базовых жизненных ценностей, мотиваций и способов понимания действительности. В отличие от этих сфер массовое сознание - наиболее традиционная и инертная сфера жизнедеятельности общества. Социокультурные стереотипы и система ценностей, которые определяют общий склад сознания, изменяются довольно плавно и эволюционно. Но и эта сфера в период резко радикальных реформ подвергается существенным изменениям, замещениям одних ценностных доминант другими.
Последствия социально-экономического кризиса современной России, связанного с переходом к рыночным отношениям, оказали сокрушительное воздействие на ценностную систему российского населения, что и предопределило изменение поведения россиян в различных сферах общественной жизни в целом в экономической и потребительской в частности. Сложность ситуации, в которой оказалась современное население России, определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности, высокой рискогенности проблема потребления, выбора той или иной потребительской стратегии в процессе социальной интеграции происходит в условиях аксиологического кризиса.
Потребительское поведение является «основным» в понимании экономической субъектности различных групп населения, так как ведет к осмыслению символов в экономическом сознании и самосознании, мобильности и регулировании участия россиян в экономических процессах. Экономическое будущее страны, каким бы оно ни складывалось, определяется не только структурными и институциональными факторами, но и экономической ак-
3
Положения, выносимые па защиту:
1. Ценность в рамках социологического анализа рассматривается не в качестве некоторой отвлеченной предметности (абстрактной, ментальной и т.д.), а в контексте ориентации личности. Ценностные ориентации задают параметры и для социальной коммуникации, поскольку именно они (ориентации) формируют пространство интересов и устремлений личности. Социальная коммуникация формируется под влиянием притязаний и предпочтений индивидов. Эти притязания задаются согласно ценностным иерархиям индивидуального и коллективного сознания. Ценности выступают некими унифицирующими функциями, однако, это не означает, что общество само вырабатывает ценностные элементы, подчиняясь тем или иным соображениям. Ценностная структура развивается в рамках социогенеза так же объективно, как и экономические, социальные и т.д. отношения;
2. Процесс потребления выходит за рамки чисто экономических реалий, став мощнейшей силой, определяющей социальные процессы. Прежде всего, потребление выступает разновидностью социального поведения, т.е. такого поведения, которое граждане совершают, сообразуясь не столько со своей индивидуальной позицией, сколько, ссылаясь на общие, устоявшиеся социальные паттерны и практики. В рамках идеологии потребления деформируются основные механизмы социализации. Понятие социальной мобильности становится функционально зависимым от понятия потребительской мобильности, социальные стратификации наполняются новым содержанием, связанным, главным образом, с потребительскими возможностями индивидов. Доступ к различным слоям общества становится производным от способностей индивидов обладать теми или иными товарами и услугами, которые становятся, своего рода, маркерами успешной и неуспешной социализации;
3. После глобальных трансформаций постсоветской России образовавшийся ценностный вакуум привел к негативным последствиям в общественном сознании из-за отсутствия общезначимых оснований для различных
13
видов идентификаций. Этот вакуум стал заполняться компонентами идеологии потребления, в которой основной идентификационный компонент произволен от потребительской практики. Потребление становится универсальным критерием для идентификационных механизмов. Все многообразие социальных свойств и отношений индивидов начинает определяться их потребительскими возможностями. Потребление товаров и услуг становится ключевой составляющей социализации.
4. Интенсификация потребительской активности, безусловно, корелли-рует с ростом благосостояния граждан. Потребительская идеология все более проникает во все сферы общественного сознания под влиянием, во-первых, интенсивного потока рекламы, во-вторых, в силу активной позиции определенной прослойки потребителей, имеющих высокие доходы и символизирующие это в виде стиля жизни, внешне обозримого наглядного преуспевания, выражающегося в обладании конкретными предметами элитных торговых марок. Этот стиль жизни разносится в качестве ценностного горизонта, цели социальной активности и коммуникации. Таким образом, становятся очевидными важнейшие концепты, задействованные в идеологии потребления, как особым образом организованном социальном процессе.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется решением ряда актуальных проблем, стоящих перед социально-ориентированными науками. Значимость работы связана с потребностью в новом научно обоснованном осмыслении проблем процесса потребления, все более определяющих облик современного общества.
Положения данного диссертационного исследования могут быть использованы в рамках формирования законодательной политики, регулирующей функционирование средств массовой информации, а также в рамках чтения социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе, таких, как общая социология, социальная психология, культурология и т.д. Положения данной диссертационной работы легли в основу разработок читаемых автором курсов.
14
- Київ+380960830922