2
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к проблеме
1.1 Теоретические подходы к изучению повседневной деятельности
1.2 Основные положения методической программы исследования
1.3 Особенности методики компьютерной обработки информации о бюджете времени
Глава 2 Общая характеристика использования бюджета
ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ
2.1 Структура повседневной деятельности студентов в показателях времени
2.2 Недельный ритм повседневной деятельности учащейся молодежи
Глава 3 Основные сферы повседневной деятельности студенческой молодежи И ИХ ВЗАМОСВЯЗЬ
3.1 Учеба в вузе как статусообразующая сфера повседневной деятельности учащихся
3.1.1 Отношение студентов к учебе в вузе
3.1.2 Мотивы получения высшего образования
3.1.3 Реальное поведение студентов в сфере учебы в вузе и использование времени на учебную деятельность
3.1.4 Влияние продолжительности учебы по программе вуза на структуру бюджета времени студентов
3.2 Вторичная но отношению к учебной деятельности занятость студентов
4
12
12
25
33
42
42
53
69
69
70
72
77
85
94
3
3.2.1 Место оплачиваемой работы в повседневной 94 деятельности студентов
3.2.2 Использование бюджета времени работающими и 102 неработающими студентами
3.3 Свободное время студенческой молодежи и его проведение 112
3.3.1 Величина свободного времени студентов и 112 самооценка его достаточности
3.3.2 Структура использования свободного времени и 117 типы практик его проведения
3.3.3 Использование свободного времени в зависимости от 131 его величины
Глава 4 Динамика времяпрепровождения студенческой 147
молодежи и основные тенденции за период с 1980 по 2003 гг..
Заключение 176
Список литературы 181
Приложения
20
осуществлены исследований С.Куниным , Э. Кривицкой24.
Задачами исследователей того времени являлись (также, как и раньше) в большей степени изучение проблем организации обучения студентов в вузах, выявление фактических затрат времени на учебную деятельность, как аудиторную, так и самостоятельную и сопоставление их с предусмотренными учебными нагрузками. В дальнейшем возрастание интереса к исследованиям бюджета времени студентов было обусловлено двумя наиболее существенными факторами. Во-первых, совершенствованием методики исследований бюджета времени населения в целом, ростом числа исследований в данной области в стране, во-вторых, практической значимостью этих исследований для организации учебного процесса в вузах. В 1960-70-е гг. был осуществлен ряд крупных исследований в различных вузах страны по проблемам бюджета времени студентов под руководством Р.П. Ламкова (1960,1961, 1970/71гг.), Б. Дрилингас (1962), В.В. Сафроновой, Т.Н. Ендауровой, З.А. Пироговой (1966), A.B. Неценко, В.Д. Стойкова (1966), Б.П. Щербинина25. Основное внимание в исследованиях тех лет уделялось учебной деятельности студенческой молодежи. Поэтому в целом данные исследования в большей степени относились к кругу проблем педагогики, нежели социологии. Параллельно с этим велась работа по совершенствованию методики сбора информации, инструментария такого рода исследований. Проблемы использования бюджета времени студентов все шире начали рассматриваться на научных конференциях проблем высшей школы, а сами
23 Кунин С.К. Опыт изучения бюджета времени студентов Ленинградского государственною педагогического института им. А.И. Герцена// Вопросы физического воспитания и школьной гигиены. Л., 1957.Т. М9.С. 105-124.
24 Кривицкая Э.И. К вопросу о бюджете времени студентов// Гам же. С. 125-141.
25 Результаты этих исследований отражены в публикациях: Ламков Р.П. Методические вопросы обследования бюджетов времени рабочих и служащих, обучающихся в вузах и техникумах без отрыва от производства/ Методика изучения бюджетов времени трудящихся. Сборник материалов. Новосибирск, 1966. С.213-217; Ламков Р.П. Учебная нагрузка студентов и проблема рационализации режима учебной деятельности/ Проблемы экономики и управления образования. М., 1980; Пирогова З.А., Сафронова В.В., Ендаурова Т.Н. Бюджет времени студента технического вуза. Методика изучения бюджета времени трудящихся. Сборник материалов. Новосибирск, 1966.С. 221-235; Неценко A.B. К вопросу о рабочем и внерабочем времени студентов/ Эффективность подготовки специалистов. Каунас: 1969. С. 263-266; Стойкое В.Д. Структура рабочего времени студентов в зависимости от их социальных н демографических
21
исследования стали проводиться во все большем количестве вузов страны. Однако, как и прежде, основными целями таких исследований являлось научное обоснование планирования учебной и воспитательной работы в вузах, определение путей совершенствования организации учебного процесса, упорядочивание режима учебы студентов, изучение состояния использования внеучебного времени в целях разработки режимов учебы и отдыха студентов. Рациональное, оптимальное, эффективное использование фонда времени студентов рассматривалось как один из возможных путей улучшения качества подготовки специалистов с высшим образованием (без дополнительных капитальных вложений, как подчеркивает в своих работах Ю.И.Леонавичюс26).
В то же время исследования бюджетов времени студенческой молодежи позволили сформировать весьма значительную по своим масштабам информационную базу для рассмотрения других проблем социологии образования и молодежи, которая дала возможность изучить динамику повседневной деятельности молодежи и ее тенденции за большой исторический отрезок, определить основные факторы и их воздействие на использование учебного и внеучебного времени. Именно в этом русле проводились исследования в последующие годы (конец 1970-х - 1980-е гг.). Все большее внимание уделялось внеучебной деятельности студенческой молодежи, определению предпочтений и потребностей этой социальной группы, степени удовлетворенности использованием бюджета времени. В тот период накопление информации о затратах времени на различные виды деятельности «позволило переходить от размышлений о феномене свободного времени и значении времяпрепровождения людей ... к анализу практики их формирования и использования»27. В методологическом плане это выразилось во все большем применении анкетных опросов параллельно
данных/ Там же. С. 267-270; Щербинин Б.П. Бюджет времени студентов и тенденции его использования/Тендвнции изменений бюджета времени трудящихся. М., 1979. с. 62-69.
2(1 Леонавичюс Ю.И. Проблемы совершенствования использования учебного и внеучебного фонда времени студе}гтов вузов. М., 1984. Диссертация на соиск.ст.док-ра филос.наук. С. 16.
- Київ+380960830922