СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.....................16
1.1. Коэволюция - способ взаимоотношения природы и общества в XXI веке.............................................16
1.2. Сущность экологической грамотности как социокультурного феномена.............................................45
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.......................................76
2.1. Анализ уровня экологической грамотности и степени влияния различных социальных институтов на сё формирование 76
2.2. Влияние института образования на формирование экологической грамотности..........................................93
2.3. Институт средств массовой информации и экологическая грамотность.........................................116
2.4 Роль экологических движений в эколого-просветительской
деятельности....................................139
2.5. Роль правовой системы в формировании экологической
грамотности.....................................153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................170
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................174
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................186
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
В настоящее время обострились противоречия, поставившие под угрозу возможность дальнейшего сосуществования человека и природы. В XXI век мир вступает в условиях экологического кризиса, который во многом обусловлен, не только социально-экономическими и техникотехнологическими, причинами, но и причинами более глубокого порядка. Глобальный экологический кризис— эго не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой.
Высокая численность населения планеты, огромные территории загрязненные антропогенной деятельностью человека, истощение невозобновимых и трудновозобиовимых природных ресурсов, глобальное потепление климата, исчезновение большого числа видов животных и растений, ухудшение генофонда человека - вот далеко неполный перечень проблем, с которым столкнулось современное человечество. Таким образом, возникла экологическая опасность - состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу, государству, мировому сообществу в целом и окружающей природной среде в результате антропогенной и природных воздействий на неё [8, с.32]. Приоритетность экологической безопасности для выживания российского общества и цивилизации в целом заставляет вырабатывать долговременную стратегическую установку, изыскивать наиболее рациональные пути и формы во взаимоотношениях человека с природой. Подобной стратегией в настоящее время может быть коэволюционный путь развития природы и общества.
Многие экологи и защитники окружающей среды полагают, что выход из экологического кризиса возможен лишь с помощью технических и технологических решений и предлагают сосредоточить основные усилия на создании тех или иных экотехнологий. Однако есть мнение, что ныне
18
Взаимодействие с природой в архаическую эпоху, безусловно, носит в целом прагматический характер, поскольку главная его цель обеспечить роду физическое выживание. Но в то же время для первобытного человека природа это не только "враждебное окружение" или "поставщик полезного продукта", но и его "родной дом" (характерно происхождение слова "природа" "при роде"). Род целиком погружен в природу не только физически, но и духовно: он как бы растворяется в ней. Поэтому третья черта экологического сознания в архаическую эпоху заключается в том, что наряду с доминированием прагматического взаимодействия с миром природы присутствуют элементы и непрагматического.
Взаимоотношения между природой и обществом, а также человеком и природой стали предметами осмысления с момента появления философской мысли. Основной цслыо философии было исследование, понимание и объяснение основных закономерностей природы. В античном обществе экологическое сознание понималось в контексте философских взглядов на окружающий мир, место в нем человека. В пей природа трактовалась как единственное сущностное начало, которому подчиняется социальная и человеческая жизнь. В наибольшей степени они были изучены в натурфилософии (Аристотель, Платом, Анаксимандр, Лукреций) и философии стоицизма (Зенон из Китиона, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Так например в «Тимсс» Платона развивается идея о человеке как подобии мира, «микрокосме» [95]. В философии Лукреция содержится одна из первых попыток строго материалистического объяснения отношений человека и природы [66]. Представления о человеке как части Целого, развивает учение Марка Аврелия, который строит свою этику на познании природы целостного мира [70]. В философии стоицизма содержались определенные знания о закономерностях функционирования и развития природы, о способах взаимодействия общества с ней, были сформулированы основополагающие принципы поведения и действия человека в природной среде. В соответствии с ними человек должен был во всем следовать
19
природе, отрешиться от житейских забот, уйти от самого в себя. Обуславливалось это тем, что природа выступала как образец, идеал гармонии, которой человек должен был учиться у неё, подражать ей в повседневной жизни. В античной философии развивались также определенные идеи о взаимоотношении природы и человека в духе теории географического детерминизма (учения, согласно которому развитие общества, причины общественных изменснй, человеческие нравы и обычаи имеют «естественное происхождение» и определяются, прежде всего, природной средой). Классическим представителем географического детерминизма можно назвать Геродота, который в работе «История» связывает с природными условиями хозяйственную деятельность современных ему обществ.
Философия природы древнего мира определила экологическое сознание как натурфилософское сознание, для которого характерно одухотворение природы и установка человека па подчинение и слияние с природной средой.
В средневековой философии экологическое сознание стало трактоваться в другой философской парадигме. В ней природа рассматривалась на основе триады «Бог-человек-природа», сформулированной Августином Блаженным. Человек понимался не прос то как час ть природы, а как образ и подобие Бога, временно пребывающий в ней. Если античная философия сделав природу объектом изучения, оставляла природным объектам «право» на душу, то средневековая - их этого лишила. Вместе с ней природные объекты лишаются и своей самоценности: они представляют интерес только в той мере, в какой могут служить человеку и быть ему полезными. Средневековая философия освободила человека от обязанности боготворить природу, дала ему неограниченную свободу в обращении с ней, превращенной в «сырьё», лишенной какого бы то пн было священного смысла. Для средневековой философии было характерно понимание экологического сознания в духе теоцентризма: природа рассматривалась как место временного обитания человека; отношение к ней являлось прагматическим, утилитарным. Однако
- Київ+380960830922