Содержание с.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АНАЛИЗА
СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА 15
1.1. Социальная структура общества: теория и методология анализа 15
1.2. Особенности социальной структуры современного российского общества 34
1.3. Современная социальная политика как ориентир для реализации социальной работы в обществе 46
ЛАВА II. СОЦИАЛНАЯ СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕСТВЕ 66
2.1. Моделирование социальной работы: сущность и содержание 66
2.2. Основные модели социальной работы и социальная структура общества 86
2.3. Специфика и особенности моделирования социальной работы на региональном уровне 106
АКЛЮЧЕНИЕ 136
ИБ ЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 142
РИЛОЖЕНИЕ1 154
РИЛОЖЕНИЕ 2 155
РИЛОЖЕНИЕ 3 163
РИЛОЖЕНИЕ 4 164
РИЛОЖЕНИЕ 5 165
РИЛОЖЕНИЕ 6 166
РИЛОЖЕНИЕ 7 167
РИЛОЖЕНИЕ 8 168
РИЛОЖЕНИЕ 9 169
2
Введение
Актуальность темы исследования. В процессе трансформации общественной системы России идет развитие института социальной защиты населения, в рамках которого социальная работа становится профессиональным видом деятельности. В этих условиях особое значение приобретает определение и анализ факторов и условий, лежащих в основе конкретных моделей социальной работы, которые обусловливают процесс формирования методико-методологических аспектов системы социальной защиты населения в обществе.
Необходимость обстоятельного изучения данной проблематики вызвана сложностью социально-экономической ситуации в России. Экономические преобразования в период постсоветской модернизации качественно преобразили социально-структурные и другие отношения, крайне обострив и углубив имущественную дифференциацию, поляризовав интересы и социально-статусные позиции разных социальных групп и слоев. В таких условиях актуализируется необходимость знания и изучения тех фактов и аспектов общественного процесса, которые лежат в основе моделирования методов социальной работы для адекватного отражения интересов и потребностей различных слоев общества в условиях современной российской реальности.
Степень научной разработанности. Задолго до возникновения социологии как науки ученые задумывались над природой отношений между людьми. В трудах Аристотеля и Платона можно найти размышления на тему идей равенства и неравенства в человеческом обществе.1 Проблема неравенства, смягчения ее деструктивных аспектов была всесторонне и
1 См.: Аристотель. Политика. / Соч. в 4т., Т. 4. М., 1983. - С. 82.; Платон. Государство / Пер. с древнегреч. М. 1999. - С.70.
3
употреблении термина «класс». Там принято деление на высший, средний и низший классы.
Однако для выработки системы эффективных социальных мер в обществе экономического измерения, которое предоставляет нам классовый подход, явно недостаточно. Здесь и отрываются те возможности, которые предоставляет измерение стратификации. «Страта» в переводе с латыни означает слой. А что представляет собой выделяемые в некоторых обществах внутри среднего класса «высший средний», «предпринимательский» и «низший средний» классы? Их можно было бы назвать «субклассами», а точнее - иерархически организованными слоями одного и того же среднего класса. Таким образом, стратификационное измерение - это более тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более детализированный анализ социальной структуры.
За время своего существования человечество пережило четыре исторически сложившиеся системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную, классовую.
Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке.
Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Разрешалось убивать его. Он не владел
16
собственностью, но сам считался собственностью хозяина. Причем это положение чаще передавалось по наследству и таким образом закреплялось в поколениях.
Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.
Второй тип стратификационной системы - кастовый. В его основе лежат различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
Касты основаны на пожизненном прикреплении к одной профессии. Принадлежность к касте передается по наследству.
Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры.
Явные черты кастовости наблюдались и в середине XX столетия в политике фашистских государств.
Третий тип представлен сословной стратификационной системой.
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и
17
- Київ+380960830922