2
• Содержание
Введение..............................................................3
ф Глава 1. Понятия «социальная норма», «аттитюд», «социальное
поведение»: грани взаимодействия.....................................16
1.1. Социальная установка и её поведенческая составляющая. Различие подходов к пониманию социальной нормы................................16
1.2. Социальное поведение: определение, подходы, виды детерминант (на примере российской действительности).................................26
1.3. Связь социальных установок с поведением.........................44
Краткие выводы по первой главе.......................................55
Глава 2. Современная российская молодёжь как объект социологического исследования.........................................................57
2.1. Молодежь: концептуализация понятия, направления исследований в отечественной и зарубежной социологии................................57
Ш 2.2. Особенности молодежи постсоветского поколения: основные черты,
социальные проблемы..................................................69
2.3. Трудности социологических исследований молодёжи и пути их
преодоления..........................................................81
Краткие выводы по второй главе.......................................88
Глава 3. «Современное» и «традиционное» в поведенческих установках молодежи постсоветского поколения....................................90
3.1. Теоретико-методологические предпосылки изучения поведенческих намерений молодежи...................................................90
3.2. Факторная структура поведенческих установок разноресурсных групп молодежи............................................................101
3.3. Молодежь контрастных социальных групп: общее и особенное 112
3.4. «Модернисты» и «традиционалисты» нового поколения: штрихи к ф социологическому портрету............................................129
Краткие выводы по третьей главе.....................................159
Заключение..........................................................162
Библиография........................................................165
Приложение 1. Методика «Проективные ситуации».......................187
Приложение 2. Методика «Анкета-исповедь»............................200
Приложение 3. Глубинное интервью «Жизненные принципы современной
молодежи» (гайд).................................................. 202
Приложение 4. Транскрипты интервью с «модернистами» и - «традиционалистами» (сокращ.)........................................207
Введение
Социальная проблема. В период активных трансформаций, переживаемый в последние десятилетия российским обществом, говорить о каких-либо общепринятых стандартах поведения крайне сложно1. Отрыв от реальности узаконенных социальных норм делает их малоэффективными. В подобных условиях вполне закономерно возникновение новых, неформальных норм и практик, которые более адекватно отражают сложившуюся ситуацию. Не всегда ожидания со стороны общества совпадают с поведенческими интенциями и реальным поведением его граждан. Своеобразной terra incognita являются для современных исследователей поведенческие установки нынешнего молодого поколения россиян, чье мировоззрение и поведение сформировались под влиянием постсоветских изменений.
Таким образом, основную проблему данного исследования составляет противоречие между предполагаемыми и действительными поведенческими устанбысами молодых россиян. Проблема усугубляется недостаточной осведомленностью обществоведов относительно поведенческих установок российской молодежи.
Научная актуальность темы обусловлена её жизненной актуальностью. С одной стороны, это вечная тема, но в то же время с каждым новым поколением и общественными условиями она приобретает новое звучание. Знание поведенческих установок молодежи постсоветского поколения поможет более объективно взглянуть на существующие в современном российском обществе социальные нормы и поведенческие практики, даст возможность, говоря словами К. Мангейма, поставить адекватный «диагноз» нашему времени и в определенном смысле приблизит отечественных обществоведов к ответу на извечный вопрос «Куда идет Россия?»
1 Автор выражает искреннюю благодарность научному руководителю, к. филос. и. Г.М. Денисовскому и д. филос. п., профессору В.А. Ядову за помощь в подготовке диссертационного исследования.
В случае переноса практики из одной сферы в другие говорят о заимствовании. Например, современный разговорный русский язык (особенно молодежный жаргон) во многом пополняется сегодня за счет заимствований из криминального арго.
В поведении человека проявляются как его социальные качества -особенности воспитания, культурного уровня, так и присущие только ему индивидуальные свойства темперамента, характера 1 .
Представляется, что все многообразие факторов, определяющих социальное поведение, можно свести к двум основным видам — собственно социальным и персональным.
Социальные детерминанты включают в себя макрофакторы (страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, менталитет, СМИ, тип поселения) и микрофакторы (семья, группы сверстников, образовательные, воспитательные, религиозные и др. общественные организации)16.
Кратко рассмотрим действие этих факторов с учетом российских реалий.
Общесоциальная ситуация. Макрофакторы представляют собой общесоциальную ситуацию. Несомненно, каждой эпохе присущи свои ценностно-нормативная структура и тип личности. Современное российское общество прежде всего отличают глубокие социокультурные изменения 1?. Социологи заметили, что для всех стран, переживающих период «посткоммунистических» трансформаций, характерно сосуществование формальных и неформальных (теневых) социальных институтов, причем последние нередко более влиятельны [199, с. 47]. Например, в современной России можно наблюдать институты как старого, советского образца, так и
15 Нельзя, конечно, не учитывать чисто психологические моменты - характер, темперамент того и ли иного человека, но здесь мы эти вопросы не рассматриваем, так как считаем их, прежде всего, предметом интереса психологов.
16 Основные каналы социализации даны в классификации A.B. Мудрика [104].
17 П. Штомпка [190], ссылаясь на крайне острый, болезненный характер этих изменений, характеризует их как травматичные.
недавно введенные новые, узаконенные государством и общественной практикой [199, с. 48].
Одним из важнейших отличий переходного общества от стабильного, по словам A.B. Мудрика, является то, что оно «не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспитывать "другого" человека и делать это "по-другому"» [Цит. по: 86]. Поэтому важнейшей задачей в создании новой нормативной системы является преодоление разорванности переходного, кризисного сознания [109, с. 97].
Н. Ф. Наумова замечает, что самое тяжелое для человека в переходном обществе - это не столько социальная незащищенность, нестабильность, неопределенность, сколько «ослабление и распад социальных и человеческих связей, дезинтеграция в обществе» [109, с. 101].
Менталитет. На социализацию человека, а, следовательно, на его поведение, большое влияние оказывает духовный склад этноса (менталитет), который формируется в специфических социокультурных условиях того или иного народа [161, с. 50].
Хрестоматийными стали рассуждения о «загадочности русской души». Значительную популярность получила психоаналитическая теория «свивания» Дж. Горера, согласно которой особенности русского менталитета проистекают из распространенного на Руси обычая туго пеленать младенцев. Именно этому способу пеленания русские, по мнению британского ученого, обязаны характерными для русской « "спеленутой души" длительными периодами депресиии и самокопания и короткими периодами бешеной социальной активности» [Цит. по: 166, с. 277]. Схожие свойства - черты «культурного эпилептоида», который склонен долго задерживать эмоциональные реакции, а потом бурно взрываться, обнаружила К. Касьянова [54].
- Київ+380960830922