Оглавление
Введение...........................................................3
Глава I. Образование как социальный институт и часть Интернета.........................................................18
1. Трансформация системы образования под воздействием новых информационных технологий.........................................19
1.1 Образование как социальный институт.......................19
1.2 Развитие новых информационных технологий и их взаимодействие с институтом образования....................21
2. Развитие дополнительного профессионального образования в
России............................................................30
2.1 История развития дополнительного профессионального образования................................................30
2.2 Современные тенденции в развитии дополнительного профессионального образования..............................35
3. Интернет в системе российского образования.............4 4
3.1 Интернет - как источник информации........................4 4
3.2 Использование Интернета в России и зарубежом для получения образования......................................51
3.3 Интернет как новое средство получения дополнительного профессионального образования.............................б б
Глава II. Проблемы получения дополнительного профессионального образования через Интернет..................74
1. Методика исследования пользователей Интернета, студентов, обучающихся по программам второго высшего образования и экспертов в области дистанционного образования через Интернет....................................74
2. Возможность получения дополнительного профессионального образования через Интернет...................................81
3. Правовые аспекты получения образования через Интернет..90
4. Оценка пользователями Интернета, студентами,
обучающимися по программам второго высшего образования и экспертами положительных и отрицательных сторон образования в Интернете.................................................. 93
Заключение...................................................108
Библиография Приложение..
114
.126
Образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, формирование
мировоззрения и познавательных процессов.
Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Особенность современного образования заключается в том, что оно осуществляется на фоне глобализации общемирового
развития и информатизации общества. Важным направлением в информатизации общества является информатизация образования -процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой
разработки и использования новых информационных технологий.
«Как известно, образование является социальным институтом, который рассматривается как гигантская система, охватывающая
совокупность статусов и ролей, социальных норм, социальных организаций {учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т. д.)» [24. С. 218]. Однако сегодня с
широким внедрением глобальных компьютерных технологий и, в частности, Интернета происходит формирование новых образовательных технологий, которые, возможно, в будущем станут конкурентами традиционным образовательным институтам. Интернет, который уже успел проникнуть во все сферы человеческой
деятельности, может рассматриваться как один из новых институтов развития личности, благодаря которому становится возможным создание открытого образовательного пространства, доступного для самых широких слоев населения. Главной • целью создания такой информационной среды стало удовлетворение образовательных потребностей учащихся по разнообразному диапазону специальностей, уровней образования независимо от места нахождения как (самого человека) учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается.
Дополнительное профессиональное образование — одна из динамично изменяющихся частей данной сферы, призванная готовить специалиста нового типа с преобразующим интеллектом, способного
В разработке методики и инструментария исследования автор опирался на работы А. Е. Жичкиной, а также на научное исследование Т. Филипповой1.
В ходе диссертационной работы были использованы результаты двух собственных сравнительных социологических исследований:
1. Исследование, которое проводилось в октябре 2000~го -марте 2001-го года (в опросе приняли участие 740 пользователей. 400 пользователей России, 340 пользователей Западной Европы) и было посвящено изучению мнения российских и западноевропейских пользователей о возможности получения образования через Интернет и об Интернете как о средстве общения.
2. В ходе работы использовались материалы исследования, которое проводилось в марте - апреле 2003 года (в опросе приняли участие 102 российских пользователя) и было посвящено изучению мнения российских пользователей о возможности получения дополнительного профессионального образования через Интернет.
Также в настоящей работе были использованы результаты и материалы европейских и ' американских работ, результаты настоящего исследования.
Эмпирическая база исследования
Эмпирической базой исследования являются материалы двух социологических опросов мнений пользователей Интернета (Ы « 430) из следующих городов и регионов: Москва и Подмосковье,
Новосибирск, Петрозаводск, Пермь, республика Татарстан, Урал, республика Бурятия, и студентов, обучающихся по программам второго высшего образования (М = 295) в следующих ВУЗах:
Московский государственный социальный университет (N=169),
Л. Дополнительное образование: проблемы и перспективы // Новые знания. - М., 2002. - № 2; Sanbothc М. Media philosophy and education in the age of the Internet // J. of philosophy of education. - Oxford, 2000. - Vol. 34; Тихомиров O.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский A.E. Общение, опосредованное компьютером. - Вестник МГУ, Сер. 14 Психология № 3. 1989; Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-адднкцин. httny/vvcb.psvchologv.ruZjntcrnct/ronnd'MOjOO/O^ pcrsona.stm
1 Жичкинз А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет. http://\veb.psvchologv.ru'intcmct/l>.sychological ioumal'02 2000 02.stm: Филиппова Т. В. Интернет как инструмент социологического исследования // Социологические исследования. - 2001. - N 9.
Всероссийский заочный финансово-экономический университет
(N=97), МГТУ им. Баумана (N=29). Опрос проходил в марте 2003-го - апреле 2004-го годов. Общее количество опрошенных респондентов 725. Возраст респондентов - от 20 до 35 лет. В рамках диссертации также были проведены глубинные интервью среди экспертов, непосредственно занимающимися проблемами получения образования через Интернет (N=30). В интервью приняли участие директора (N=13), ректоры (N=7), деканы (N=2) и преподаватели (N=8) из следующих городов и регионов России и стран ближнего зарубежья: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Иваново, Оренбург, Томск, Таганрог, Астрахань, Марийская автономия, Южный Урал, Республика Казахстан, Эстония, Украина..
Инструментом сбора информации была специально разработанная
анкета, включающая в себе три блока вопросов. Пользователи
Интернета опрашивались через Интернет, а опрос студентов, обучающихся по программам второго высшего образования, проходил традиционным способом. Эксперты отвечали на два вопроса интервью в Интернете. Обработка данных проводилась с помощью
статистической программы БРББ.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• Рассмотрены изменения, которые произошли в оценке института образования, особенно в сфере дополнительного
профессионального образования под воздействием новых информационных технологий.
• Проведен сравнительный анализ результатов исследований учёных Европы и Америки и данных отечественных социологов для изучения различий или совпадений о возможности получения образования через Интернет в России и зарубежом. Результаты многочисленных исследований показали, что дистанционное образование в западных странах в отличие от нашей страны носит массовый характер, активно внедряется в
- Київ+380960830922