СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................... 3-15
Глава I. Теоретико - методологические основы системы профессиональной ориентации молодежи как социального института общества..................'...........
1.1. Социальный институт как структурный элемент
общества........................................... 16 - 27
1.2 Система профессиональная ориентация молодежи как
специфический вид социального института............ 27-46
Глава II. Анализ системы профессиональной ориентации
молодежи в России..................................
2.1 Социальные проблемы молодежной занятости и пути
их решения......................................... 47-58
2.2 Общие положения профориентационной работы с молодежью...................................... 58-88
Глава III. Разработка и обоснование комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, анализ направлений и методов........................................
3.1 Особенности профориентационной работы в регионе на примере Пушкинского Центра профессиональной ориентации............................................. 89 - 96
3.2 Программа профориентационной работы с молодежью и ее использование в Пушкинском центре профориентации......................................... 97 - 118
3.3 Эффективность деятельности комплексной системы профессиональной ориентации молодежи в период социальных и экономических изменений в обществе. 119-133
Заключение......................................... 134-138
Список литературы.................................. 139-151
Приложения......................................... 152-200
2
ВВЕДЕНИЕ
А|стуалыюсть темы исследования. Современная социология все в большей степени не только занимается научными исследованиями в области общественных отношений, но и принимает непосредственное участие в решении практических проблем, связанных с развитием рыночных отношений, новой социально-экономической политики и процессах обновления, происходящих в России. Автор считает приемлемым утверждение, что социологи, как отмечалось на XV Всемирном социологическом конгрессе в 2003 году, должны активно идти в политику, госуправление, регионоведение, оставаясь при этом социологами, в том числе на кафедрах и в лабораториях.1
Экономические и социальные изменения, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального государства связано с повышением роли человеческого фактора. Поэтому разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики.
В Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. дано определение профессиональной ориентации: «Профессиональная ориентация
1 Покровский Н.Е. Дискуссионные проблемы социологического конгресса. СОЦИС №2. Издание «Наука», 2003. С. 5.
3
• политические социальные институты - государство, партии, общественные организации и объединения, армия, суд и т.д.;
• институты родства, брака и семьи;
• социальные институт в духовной сфере - моральные нормы, массовую коммуникацию, общественное мнение и т. д.;
• социальные институты в сфере культуры.
• религиозные социальные институты.
Основной, содержательной функцией каждого конкретного социального института является удовлетворение тех социальных потребностей, ради которых он сформировался и существует. Однако для осуществления этой формулы каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует назвать пять основных функций [139,93-94]:
1. Функции определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается определенный социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки деятельности каждого члена института, его связи и отношения с другими.
2. С этой функцией связана регулятивная функцияу которая состоит в том, что социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношения между членами общества путем выработки ценностей норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким бы видом деятельности он ни занимался, в какой бы плоскости не осуществлялись связи и отношения, человек всегда сталкивается с
19
институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.
3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интергация в институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов.
4. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему иституционализированных ролей. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами.
5. Транслирующая функция проявляется в порядке социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения ценностей, норм и образцов поведения.
Основной функцией комплексной системы профессиональной ориентации молодежи является удовлетворение социальной потребности, ради которой она сформирована: помощь молодежи в выборе профессии, самореализации личности, как в интересах самой личности, так и общества, а также социальной поддержки и защищенности молодежи от безработицы.
Система профессиональной ориентации молодежи в своей деятельности выполняет в отношении участников профессиональной ориентации функции, обеспечивающие социальные связи и отношения, которые воспроизводятся не только между участниками профориентации, но и между учреждениями
20
- Київ+380960830922