Ви є тут

Динамика мировоззренческих ценностей студенческой молодежи в процессе социализации : На примере Автономной Республики Крым

Автор: 
Хриенко Татьяна Викторовна
Тип роботи: 
На примере Автономной Республики Крым
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
306
Артикул:
192700
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................3
Глава 1..............................................................25
Теоретико-методологические основы социологического изучения мировоззренческих
ценностей молодежи..................................................25
1. Генезис идей социализации молодежи в отечественной
и зарубежной науке................................................25
2. Мировоззренческие ценности как фактор социализации.............57
3. Специфика влияния региональных условий
на процесс формирования мировоззренческих ценностей...............84
Г л а в а II........................................................108
Динамика экономических ценностей студенческой молодежи в условиях рыночных трансформаций..........................................108
1. Место и роль студенческой молодежи
в системе становления и развития рыночных отношений..............108
2. Формирование экономических ценностей
в процессе социализации..........................................125
Г л а в а III.......................................................152
Динамика общественно-политических ценностей студенческой молодежи в процессе социализации...........................................152
1. Особенности политической социализации
при интенсивных демократических преобразованиях..................152
2. Формирование общественно-политических ценностей в современных
условиях.........................................................174
Г л а в а IV........................................................210
Трансформация духовных и культурных ценностей студенческой молодежи в социализационных процессах......................................210
1. Культурные и духовные ценности
в региональной специфике.........................................210
2. Формирование ценностей культуры и духовных основ жизни........240
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................269
3
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные социальные трансформации, происходящие на постсоветском пространстве, охватывают фактически все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру, серьезно влияя на социальное положение и систему ценностей разных слоев населения. Реализация программ реформирования сопровождается социальной напряженностью, демонстрируя высокую степень зависимости от субъективного фактора, отношения социальных групп к проводимым преобразованиям.
Динамичность социальных изменений характерна и для Автономной Республики Крым, региона специфического по своим полиэтническим, религиозным, социокультурным и другим характеристикам. В регионе проживает более 130 национальностей, действует более 700 общин нескольких десятков религиозных конфессий. Социальные последствия кардинальных общественных перемен в Крыму отражаются в двух ключевых тенденциях. Одна из них связана со сложным процессом социальной идентификации населения региона, появлением новых социальных групп со своими интересами и мотивацией поведения. Другая тенденция проявляется в депрессивных изменениях социально-экономического развития. Так, промышленное производство за последние 14 лет сократилось больше чем на 70%, сельскохозяйственное - на 60%, а объемы рекреационных услуг уменьшились в 3,5 раза,1 что привело к массовой безработице и обнищанию людей. Ежегодно, начиная с 1991 года, безработица среди молодежи составляет от 30% до 40%. Разрушение прежней системы общественного производства, неэффективная политика занятости негативно сказались на уровне жизни населения, в том числе молодежи, который снизился за этот период более чем в три раза.
В политической жизни обострилась проблема доверия населения к органам власти, противоречивый характер носят процессы государственной
1 Статистический сборник АРК. Симферополь, 2004. С. 5.
29
сверху донизу в государстве считалась одной из основных: покорность и почитание родителей (сяо), подчинение младших братьев старшему и уважение младшими братьями старшего брата (ди), подчинение подданных своему правителю и т.д.29 Наряду с этим содержание покорности определялось необходимостью подготовки и выдвижения на ключевые должности в обществе и государстве наиболее достойных граждан, которые знают идеи (жэньчжи), а следовательно, имеют моральное право быть выше других. Именно в Древнем Китае Мо-Цзы впервые провозгласил принцип «почитания мудрости» как ключевой в системе общественных отношений известной формулой: «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть низкими, а почитаемые из них должны быть только мудрые».30 Легисты, в свою очередь, отдавали предпочтение законам, выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека, если он талантлив. Также как и Мо-Цзы, легисты считали, что «Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником».31 Молодежь в Древнем Китае должна была развиваться в жесткой форме всеобщей подготовки к будущей самостоятельной жизни. Вольнодумство практически абсолютно исключалось. Все было посвящено изучению ритуала, формам и методам его выполнения. При этом ритуал строился преимущественно на принципах «всеобщей любви», которая особенно нашла свое этическое обоснование у Мо-цзы и моистов. «...Если между людьми Поднебесной нет взаимной любви, то сильный непременно подчиняет слабого, богатый непременно оскорбляет бедного, знатный непременно кичится перед простолюдином, хитрый непременно обманывает простодушного» - так излагается в книге Мо-цзы основной критерий организации общественной жизни, в
29 См.: Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1972. С. 37.
50 Доступное объяснение Мо-Цзы. Пекин, 1956. С. 27. (Цитата по: Древнекитайская философия, т.1. М.:
Мысль, 1972. С. 40.)
31 См.: там же, С. 28.
30
соответствии с которым строилась и вся система отношений с подрастающим поколением.32
На важность учета общественного мнения молодежи в наиболее эффективном управлении государством указывал и Лао-Цзы. По его мнению, это необходимо было обществу для сохранения и преумножения традиций и накопленного социального опыта. Значительная часть учения Конфуция также была посвящена именно идеям социальной адаптации подрастающего поколения в системе общественных отношений. Знать мнения молодежи, полагал Конфуций, - то же, что знать проблемы жизни людей в настоящем. Обучать молодежь равно строительству фундамента будущего общества. Вся китайская традиция сводилась к обучению конструктивности: «Не закапывай старый колодец, не выкопав новый», как свидетельствует древняя китайская пословица. Современные преобразования в Китае в существенной степени продолжают идеи конфуцианства и других древних традиций. При этом Ден-Сяопин - идеолог современных китайских реформ - неоднократно подчеркивал, что древние традиции, которыми необходимо вооружить современную молодежь, являются важнейшим фактором построения процветающего Китая в будущем.33
Анализ концепций адаптации молодежи к различным формам жизнедеятельности в древнейшие периоды истории показывает, что при всем разнообразии подходов проблема взаимоотношений «человек-общество» рассматривалась в тесной взаимосвязи, где доминантным являлся вектор персонифицированного включения человека в отношения социума. Именно человеку отводилась главная роль в его социальной самоидентификации и социальной адаптации к различным жизненным условиям бытия. В завершенном виде древнейшие концепции включения личности в систему социума принадлежат социальным доктринам буддизма, конфуцианства и
32 См.: Доступное объяснение Мо-Цзы. Пекин, 1956. (Цитата по: Древнекитайская философия, т.1. М.: Мысль, 1972. С. 193.)
33 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая: Пер. с кит. М.: Политиздат, 1988. С. 30-51.