Содержание
Введение......................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические вопросы исследовании социально-профессиональных коммуникаций с иностранными специалистами 16
1.1. Социально-профессиональная коммуникация
как социологическая категория................................... 16
1.2. Роль менталитета в социально-профессиональных коммуникациях с иностранными специалистами................. 40
1.3. Особенности социально-профессиональных коммуникаций
в деловом общении с иностранными специалистами.................. 59
Выводы............................................................... 82
Глава II. Механизмы социально-профессиональных коммуникаций в деловом общении с иностранными специалистами....................... 84
2.1. Адаптация иностранных специалистов как условие успешного делового общения........................................... 84
2.2. Понимание языка в профессиональной коммуникации............ 105
2.3. Социально-профессиональные коммуникации
в переговорном процессе и при заключении контракта............. 127
Выводы.............................................................. 148
Заключение.........................................'................ 151
Список сокращений................................................... 157
Библиография........................................................ 158
Приложения.......................................................... 175
Приложение Л................................................... 175
Приложение Б................................................... 185
3
Введение
Современное мировое общественное развитие характеризуется усиленным взаимодействием между странами и народами. Глобальная компьютеризация, дистанционные и локальные сети связи, автоматизированные банки данных решающим образом оказывают влияние на всё мировое сообщество. По мере эволюции международных отношений на смену государственно-центричной организации международного порядка по вертикали приходит координация взаимосвязей по горизонтали, а значит, и расширение стихийного общения масс. Процесс формирования рыночных отношений в России выразился прежде всего в открытости границ, что привлекло мигрирующие потоки людей в поисках деловых кош-актов. Россия с развивающимися рыночными отношениями стала центром миграционного притяжения бизнесменов, рабочих, журналистов, владельцев капитала, инвесторов, ученых, студентов, специалистов различных отраслей производства. С технико-организационным усложнением производства возрастает роль человеческого фактора: его социальное самосознание, активность, взаимоотношения.
Разнообразие производственной деятельности обусловило содержательный аспект социальных процессов профессиональной сферы, которая в последние годы становится всё более многогранной, что нашло отражение в формировании стилей мышления различных профессиональных групп. Взаимодействие внутри какой-либо профессиональной группы отличается ситуацией взаимодействия, специфической номенклатурой коммуникативных интенций, стратегией их достижения, специальным тезаурусом. Этим определяется актуальность темы научного исследования. В связи с расширением меж культур пых профессиональных контактов возрастает потребность в общении с иностранными специалистами, владеющими русским языком. Обусловленное социальным заказом общества исследование проблем иноязычной коммуникации в профессиональной сфере является одной из самых значимых составляющих содержания общения специалистов различных профилей.
В значительной степени это относится к вербальной коммуникации на русском языке, который является хранителем и передатчиком основной массы научно-технической информации. С оживлением международных контактов пристальное
18
ким образом, анализируя составляющие социального действия, Т. Парсонс фактически свёл их к коммуникации [131, с. 448-463]. Выделяя важную конструктивную "роль коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности, в функционировании социальных систем, Т. Парсонс подчёркивал, что сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных символических систем, которые создаются и функционируют только благодаря процессам коммуникации [130]. Коммуникация (от лат. сопшшшсаПо «обмен, связь, разговор») включает три интерпретации [162, с. 133]:
1. Процесс передачи информации, включающий адресата, каналы, кодирование, дешифровку, содержание, эффективность, контроль, ситуацию, намерение адресата.
2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание.
3. Обмен информацией любого вида между различными системами связи.
Отличительные признаки коммуникации - наличие двух субъектов (отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом), наличие передаваемых объектов в материальной или нематериальной форме (жест, документ, книга, чувство), целесообразность - определяют коммуникацию как разновидность взаимодействия между субъектами посредством некоторых объектов. «Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому восприятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него [37, с. 602-603]. В зависимости от пространственно-временных координат следует выделить четыре типа коммуникации, или опосредованного и целесообразного взаимодействия субъектов: материальная (транспортная, миграции населения), генетическая (биологическая, видовая), психическая (внутриличностная), социальная (общественная). Целесообразность взаимодействия субъектов заключается в сообщении друг другу смыслов, обладающих
19
идеальной природой [9]. Подобный обмен смыслами — это есть смысловая коммуникация, предопределяющая динамику человеческого общества. Генетическая, психическая и социальная относятся к смысловому типу коммуникации. В целесообразной коммуникации коммуникант и реципиент преследуют три цели: познавательную, побудительную (стимулирование других людей к действию), экспрессивную (эмоциональную). Все цели связаны с личностью, то есть с субъектом коммуникации. «Поскольку коммуникация является частью социального процесса, постольку, - пишет Т. Парсонс, - личности действуют в рамках роли, природа которой зависит от ее отношений с актуальными и реальными реципиентами сообщения, и от источников, из которых она получает коммуникативное содержание» [130, с. 468].
Любое действие индивида находится в зависимости от потребностей. По Г.В.Ф. Гегелю, потребность есть связь всеобщим механизмом и абстрактными силами природы [50]. Роль потребностей как побудительных сил деятельности и поведения людей обосновал А. Маслоу [108]. Потребности он рассматривал в порядке иерархии. Абсолютные потребности заложены в генетических программах. Общественные потребности закономерно формируются в процессе социогенеза. Соответственно теории становления личности А. Маслоу сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде [108]. На этом основана теория самоактуализации личности. [185, с. 485-486]. К вторичным и вспомогательным относятся потребности в самоактуализации. Если обнаруживается потребность в знаниях, умениях, стимулах, можно говорить о появлении коммуникационной потребности, для удовлетворения которой требуется коммуникационная или мнемическая деятельность. Такими коммуникационными потребностями обладают целевые группы. Вторичные индивидуальные потребности обусловлены профессионально-производственной и досуговой деятельностью людей. Коммуникационные профессиональные потребности отдельного исполнителя в системе общественного производства безличны. Поэтому профессиональные коммуникационные потребности специалистов представляются в виде объективных информационных потребностей, которые
- Київ+380960830922