с.
3
15
15
44
74
74
105
128
135
154
160
174
178
181
186
2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
1.ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ПОМОЩИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
1.1. Теоретическое обоснование помощи в студенческой среде как феномена
1.2. Эволюция феномена помощи в студенческой среде
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ПОМОЩИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
2.1. Социологический анализ использования ресурсов помощи в студенческой среде Республики Мордовия
2.2. Факторы оптимизации помощи в студенческой среде ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Введение
Аюуальность темы исследования. Потребность исследования феномена помощи в студенческой среде обусловлена проблемой, которая характеризуется, с одной стороны, - сложностью процесса реформирования института образования в России, с другой - ресурсным дефицитом государства в отношении обеспечения социальных гарантий, как всего общества, так и современного студенчества в частности. Само студенчество • носитель элитных ценностей будущего - находится в условиях, когда социальная поддержка со стороны государства имеет декларативное значение и доступ к интеллектуальным ценностям и к положительной социальной значимости, на законных основаниях существенно сузился. В такой сложной ситуации проходит процесс профессионального становления будущего поколения квалифицированных кадров различных отраслей народного хозяйства России. Переломить ее - первоочередная задача общества, института образования и самого студенчества.
Выступая носителем инновационного потенциала развития социума, студенчество располагает внутренними возможностями для идентификации своих проблем и формулировки потребностей. Студенты обладают способностью к адекватной оценке ресурсов, необходимых для решения возникающих проблем и удовлетворения нарастающих потребностей. Эта специфика студенчества актуализирует вопрос о выборе новой стратегии его поведения, которая заключается в готовности нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение в условиях минимальной поддержки со стороны государства.
Вопрос об актуальности формирования активной личностной позиции студентов сегодня находит отражение как на федеративном уровне (в законодательстве РФ о высшем образовании [19]), так и на международном. Идеи о возрастании роли активности студентов прозвучали на пороге XXI
напрягает свой интеллектуальный потенциал для коллективного достижения целей поставленных обществом перед высшей школой на том или ином этапе его развития и перестройки[178, 12].
Т. В. Ищенко под студенчеством понимает особую общественную группу общества, резерв интеллигенции, которая объединяет в своих рядах молодых людей, примерно одинакового возраста, образовательного уровня -представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы, по мнению исследователя, являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению -молодежи [82,43].
К интеллигенции относит студенчество В. И. Ленин, отмечая: «Студенчество является самой отзывчивой частью интеллигенции...» [97,29].
Кон И. относительно студенчества придерживается взглядов, что это “социальная общность индивидов, профессионально занятых умственным трудом высокой квалификации” [89, 179]. Однако студенчество еще не вполне интеллигенция, поскольку оно находится еще только “на пути” к ней. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует, опосредованно, в производственном и непроизводственном труде в форме учебы [101, 29]. Из этого следует, что главная особенность студенчества, как части социальнопрофессиональной общности, заключается в реализации его основной функции - пополнение рядов интеллигенции, ее наиболее квалифицированных слоев[ 143,19].
На наш взгляд, перечисленные позиции в отношении определения студенчества являются справедливыми, но не могут выступать как исчерпывающие, поскольку, во-первых, когда речь идет о студентах заочной
и вечерней форм обучения, состав студенчества не ограничивается
молодежью, в качестве студентов в этом случае выступают не только молодые граждане, но и люди более старших возрастов. Однако мы оставляем за собой принятие позиции перечисленных авторов в том, что все же молодежь составляет доминирующую часть студенчества.
Во-вторых, нельзя не согласиться с А. Н. Семашко. Автором отмечается, что «было бы не справедливым рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции.
Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, так как оно отвечает всем устоявшимся признакам: выполнение в обществе
определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп» [149,15].
Интересными представляются характеристики студенчества,
сформулированные Котовой А. Б., «ценностные ориентации и устремления, уровень культурной эрудированности, организованность на уровне групп (профсоюзы, студенческие объединения и пр.) осознанием переходности (маргинальности) своего социального происхождения» [91, 13].
Относительно студенческой молодежи справедливыми являются выделенные исследователями А. А. Гагаевым и П. А. Гагаевым пять составляющих в онтологии мышления:
1. Мир представляется молодежи движущимся, развивающимся, функционирующим, прежде всего изменяющимся. Для молодежи мир, суть, прежде всего, непрерывное становление. .
2. Пространство молодежью воспринимается как не имеющее четких границ, всеобщее, однородное пространство. И лишь со временем молодежь осознает его структурность и дискретность, различие локальных пространств.
3. Время для молодежи значимо настоящее, текущее, а не прошлое и будущее. Молодежь занята настоящим и ее мало заботит прошлое и
- Київ+380960830922