СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Институционализация как
методологическая основа исследования социальной ответственности государственных служащих
1.1. Институциональный подход к исследованию социальной ответственности государственных служащих
1.2. Российский исторический опыт институционализации социальной ответственности государственных служащих
1.3. Виды и функции социальной ответственности государственных служащих
ГЛАВА II. Факторы институционализации социальной ответственности кадров государственной службы
2.1. Должностной статус как фактор институционализации социальной ответственности государственного служащего
2.2. Индикаторы уровня социальной ответственности государственных служащих
2.3. Модель институционализации социальной ответственности государственных служащих
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, проблема ответственности затрагивает одно из оснований социологической науки - формирование и функционирование социальных институтов. В связи с этим представляет научный интерес анализ процесса институционализации ответственности государственных служащих, выявление ее видов и функций.
Во-вторых, ответственность государственных служащих, осуществляющих управленческие действия и влияющих таким образом на многих других индивидов, имеет свои особенности, которые требуют специального социологического исследования. В частности, заслуживает внимания изучение показателей ответственности государственных служащих, влияния на ее формирование должностного статуса кадров государственной службы.
В-третьих, проблема ответственности государственных служащих актуализировалась в ходе экономических, социальных и административных реформ в России, когда существенно изменились содержание и сущность ответственности как граждан в целом, так и работников в системе государственного управления, в частности. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию отмечается, что «сильная и ответственная власть, основанная на консолидации общества, необходима для сохранения страны»1. Снижение уровня ответственности государственных служащих, как правило, ведет к отставанию государственной службы от задач и потребностей социально-экономического развития страны. Это, в свою очередь,
1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2003. 17 мая.
ГЛАВА I.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Институциональный подход к исследованию социальной ответственности государственных служащих
На начальном этапе исследования социальной ответственности государственных служащих, необходимо выявить сущностные стороны самого феномена ответственности, определить методологические подходы его рассмотрения как неотъемлемой категории социальной реальности.
Ответственность представляет собой сложное и многоуровневое явление. Оно имеет различные стороны, которые обусловлены характером отношений зависимости субъекта ответственности, объекта и инстанции, перед которой этот субъект ответственен.
Как многогранный социальный феномен ответственность изучается различными отраслями знаний. Например, в социальной психологии ответственность рассматривается как психологическое свойство личности или психологический механизм регуляции социального поведения личности в конкретных системах; в экономической науке - как условие повышения эффективности производства, соблюдения режима экономии, улучшения качества продукции и т.д.; в социально-политической сфере - как социальная необходимость выполнения индивидом своих обязанностей. Познание феномена ответственности в полной мере может быть достигнуто только на междисциплинарном уровне на основе социологического, юридического, философско-этического, социально-психологического, конкретно-исторического и т.д. подходов. Вследствие этого понятие «ответственность» находится в тесной взаимосвязи с понятиями и категориями, являющимися предметом изучения других наук. Это обусловлено, прежде
всего, сложностью и многообразием самой человеческой сущности и социальной действительности.
Сущность социальной ответственности проясняется при анализе ее взаимосвязи с такими социальными феноменами как власть, свобода и необходимость.
Ответственность является одним из основных принципов власти: чем выше власть, тем выше ответственность ее обладателя. Так, В. Хапи-пов полагает, что ответственность власти культивируется посредством комплекса специальных мер, выработанных обществом1. На возрастание значимости социальной ответственности власти указывается в работах проф. В.В. Серебрянникова, который понимает под ответственностью соответствие качества деятельности носителя власти условиям и задачам, стоящим перед страной2.
В системе властных отношений ответственность предстает в персонифицированном виде. Властные полномочия всегда реализуются людьми, причем в каждом конкретном случае конкретным руководителем. Поэтому процесс реализации властных полномочий может сопровождаться отклонениями, ошибками и злоупотреблениями. В случае отступления по каким-либо причинам от социальных норм ситуация регулируется таким понятием, как совестьу которая выступает как способность индивида осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельные моральные обязательства и требовать от себя соблюдения, выполнения нравственной составляющей совершаемых действий. Потому совесть выступает в качестве моральной основы ответственности, внутреннего контроля человека за своей деятельностью и ее результатами.
Еще одним наиболее устоявшимся в научной литературе является
1 Халипов В. Введение в науку о власти. - М., 1996. С. 103.
2 Серебрянников В.В. Ответственность как принцип власти // Социально-политический журнал. 1998. №4. С. 65.
- Київ+380960830922