Ви є тут

Особенности процесса социализации курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД Российской Федерации

Автор: 
Арсланов Альберт Фанзильевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
187
Артикул:
192977
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
Глава I. Теоретико-методологические проблемы социализации курсантов и слушателей высшего учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
1.1. Концептуальные и методологические основы анализа
процесс* социализации личности..................................17
1.2. Современные тенденции социализации молодежи................43
1.3. Особенности процесса социализации молодых сотрудников органов внутренних дел у условиях трансформации российского общества 68
Глава П. Социализация курсантов и слушателей в процессе обучения в высшем учебном заведении Министерства внутренних дел Российской Федерации.
2.1.Социальные факторы профессионального отбора и профессиональной ориентации молодежи к обучению в высших образовательных учреждениях МВД России..........................................91
2.2. Сущность и специфика профессиональной социализации
курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе МВД России 117
2.3 Резервы роста эффективности процесса социализации курсантов и слушателей в условиях учебной и служебной деятельности.........140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................159
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
166
3
Введение
Актуальность темы исследования. Трансформация российского общества привела к принципиальным изменениям базисных характеристик в большинстве сфер общественной жизни. Следствием характерных социально-экономических преобразований стало резкое обострение криминальной ситуации в стране, в результате чего современная преступность превратилась в реальную угрозу ее национальной безопасности. В этой ситуации перед органами внутренних дел, являющимися по существу центральным звеном в системе правоохранительных органов государства, непосредственно обеспечивающим охрану правопорядка и борьбу с преступностью, встали качественно более ответственные задачи по преодолению агрессии преступного мира и обеспечению надежной безопасности личности, общества и государства от криминального насилия. Решить эти задачи можно было лишь на основе реформирования всей правоохранительной системы страны, что обеспечило бы высокую эффективность ее функционирования. Одной из центральных задач в механизме реформирования органов внутренних дел страны стало формирование и развитие их кадрового потенциала, способного осуществлять высокопрофессиональную деятельность в новых социальных условиях. Это диктовалось также тем, что в сфере кадрового потенциала органов внутренних дел под воздействием новых социальных реалий сформировались и обострились многие негативные тенденции и противоречия, существенно снижающие результативность их работы по всем функциональным направлениям. Отток профессиональных кадров, который компенсировался почти двукратным увеличением численности личного состава органов внутренних дел при недостаточности учета профессиональной мотивации, отбора и предварительного изучения кадров привел не только к размыванию профессионального ядра в подразделениях и службах органов внутренних дел, но и появлению в них людей, которые по своим нравственным качествам не могли исполнять этот вид социально-значимой деятельности, которой является служба в ор-
17
Глава I. Теоретико-методологические проблемы социализации
курсантов и слушателей высшего учебного заведения МВД РФ
/. /. Концептуальные и методологические основы анализа процесса социализации личности.
В современной научной литературе термин «социализация» используется для описания процесса формирования личности под влиянием социальной среды, хотя его природа трактуется по-разному.
Формирование личности - это очень сложный, многоэтапный процесс, в котором участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой теории или модели, способной или объяснить, или отразить в себе духовный мир человека, как показала история научной мысли, весьма затруднительно.
Феномен вовлечения человека в общественную жизнь и результат его «обобществления» всегда занимали умы многих ученых-представителей различных систем научных знаний. За многие сотни лет сломано немало копий в дискуссиях о сущности и механизме формирования личности. Написаны тысячи трактатов, с тех или иных позиций интерпретирующих этот процесс, но проблема не стала менее актуальной и сегодня она, так же как и раньше, приковывает к себе внимание социологов, социальных философов, политологов, психологов, педагогов, юристов, медиков, биологов и многих других.
Итогом всех этих многолетних и многочисленных исследований стала выработка теоретико-методологических основ анализа проблемы, которые необходимо учитывать при изучении сущности и особенностей процесса социализации различных категорий молодежи и ее социально-профессиональных групп, в том числе курсантов и слушателей высших учебных заведений МВД России - молодых сотрудников органов правопо-
18
рядка, чья высокопрофессиональная деятельность в дальнейшем станет одной из гарантий социальной безопасности, а значит и социальной устойчивости и стабильного развития общества.
Поэтому, обратимся к основным теоретико-методологическим основам анализа сущности и содержания механизма социализации личности.
Авторы учебника по социологии под редакцией В.НЛавриненко отмечают. что история возникновения термина «социализация» связана с неточностью перевода понятия с немецкого языка на английский.1 Тем не менее, новое слово быстро и широко вошло в научный оборот и аккумулировало классическую социологическую проблематику.
Общеупотребительно определение социализации как процесса, в ходе которого индивиды обучаются соблюдению социальных норм и создаются предпосылки для существования общества, сохранения и передачи накопленного социального опыта.
Остановимся коротко на понимании сущности процесса социализации. Социализация - процесс, играющий огромную роль как в жизни общества, так и в жизни личностги. От успеха социализации зависит насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности поведения, наладив взаимоотношения с другими людьми, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижения и неудачи - вот лишь некоторые свидетельства эффективной или неэффективной социализации той или иной личности.
Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители нового поколения занять место старших поколений в сложившейся системе социальных отношений, перенять их опыт, умения, ценности? Поэтому социализация обеспечивает са-мовозобновляемость общественной жизни. Следовательно, недостатки в
1 Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. -М., 1998. -С.233.