2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ
1.1. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.................................14
1.2. РЫНОК ТРУДА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ.............................................42
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ................................................81
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА НА ПРОФОРИЕНТАЦИЮ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ...............................................107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................138
ЛИТЕРАТУРА........................................145
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................156
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Трансформация российского общества, структурная перестройка экономики повлекли за собой разрушение прежней социально-профессиональной структуры и привели к возникновению новой системы взаимосвязей социальных институтов. Среди них особое место занимают институты образования и трудовой сферы. Связь между этими институтами традиционно происходила через процесс профессиональной ориентации. Сегодня становится актуальной проблема сбалансированности между количеством и качеством рабочей силы и потребностями рынка труда. Формирование новых рыночных механизмов регулирования профессиональной ориентации особенно тяжело сказалось на молодежи. Происходит сокращение потребностей общества в части специалистов определенных профессий, невостребованных на рынке труда. Молодежь же оказывается недостаточно подготовленной к современной ситуации на нем.
В условиях рыночной экономики получение профессионального образования и рабочего места реализуется через инициативу, собственную активность, стремление к достижению успеха. Поэтому профессиональные ориентации молодежи приобретают в настоящее время новые очертания и свойства. Сегодня приобретают особую актуальность самостоятельность, осознанность выбора профессии молодым человеком, осуществление этого выбора на основе внутренних мотивов и ценностей трудовой деятельности, т.е. мотивов и ценностей самореализации и достижений в труде. Каковы реальные ориентиры молодых людей в выборе профессии, соответствуют ли они требованиям времени, какие факторы являются определяющими в формировании этого выбора - проблемы, требующие систематического исследования.
Исследования проблемы профессиональной ориентации молодежи проводились в России еще в середине XX в. Традиционно для того периода в нашей стране процессы профориентации и распределения трудовых ресурсов
15
сии, находящегося под контролем и управлением педагога. Такое понимание находится в прямом соответствии с предметом педагогической науки, определяемом как «исследование сущности развития и формирования мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса»3. Задачами профориентации педагоги считают, прежде всего, «выявление способностей и управление мотивами выбора профессии, а также формирование у индивида целевых установок соответствующей деятельности»4. Отсюда, для педагогики, при исследовании проблемы профориентации, характерны цели, связанные с обучением и воспитанием личности в профессиональном аспекте ее жизнедеятельности.
Иной подход выработала психология. Для данной науки свойственна концентрация внимания на взаимодействии личности и профессии. Иными словами, психология сосредоточена на анализе индивидуально-личностного аспекта взаимодействия человека с институтом профессии. Специфика психологического подхода также вытекает из предмета психологии как науки. Психологический подход связан с выделением понятий профессионализации и профессионального самоопределения, на основе исследования способностей, ценностных ориентаций, мотивации, интересов и предпочтений5. Психология сосредоточена на вопросах развития человека как потенциального субъекта труда, будущего профессионала6.
Авторы сборника «Профессиональная ориентация и обучение» считают основным психологическим содержанием выбора профессии «процесс под-
3 Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999. С.26.
4 Интеграция образования, науки и производства. Сборник материалов Всероссийской конференции. Томск, 1988. С.180-183.
5 Самоукина Н.В. См.указ.соч С.47.
6 См.: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. С.15 -21.
готовки и принятия решения на мотивационно-личностном уровне психики и деятельности» .
А.Р. Фонарев концентрирует внимание на личности специалиста, «так как от того, какой смысл имеет для него профессия... зависит успешность
о
профессионализации» . Это уже проблема профессионализации начинающего специалиста, которая не будет затрагиваться далее, но которая, тем не менее, помогает нам понять суть психологического подхода.
Профессионализацией считают появление изменений в «личности работника и в структуре самой деятельности, приводящих к изменению характера и содержания профессии»9, профессиональным же самоопределением -«осознание социальной значимости профессии, способов профессиональной подготовки, области распространения, условий труда, материальных благ»10. Таким образом, профессионализация представляет собой освоение профессии индивидом, а профессиональное самоопределение - выбор индивидом той или иной профессии, основываясь на вышеперечисленных параметрах.
Основными механизмами профессиональной ориентации, с точки зрения психологии, являются уже упомянутые нами мотивационный механизм личности, а также система жизненных смыслов, которые определяет для себя человек и которые влияют на его деятельность и жизненную ситуацию.
В отличие от психологии и педагогики социология выработала свой подход к изучению проблемы профессиональной ориентации. Сущность социологического подхода - это установление взаимосвязи между социальными группами, социальными общностями и системой объективных факторов и условий, детерминирующих социальные процессы. Методологическое правило
7 Профессиональная ориентация и обучение: Межвузовский сб. науч. трудов. Ярославль, 1988. С.23.
8 Фонарев Л.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. №2, С.88.
9 Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Лнчностно ориентированные технологии профессионального
развития специалиста: Науч. - метод, пособие. Екатеринбург, 1999. С. 12.
- Київ+380960830922