ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________________4
ГЛАВА 1. РУССКИЙ РАДИКАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ И ЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛИ 14
1.1 Новейшая история русского радикально-националистического движения___________ 14
1,2.0сновныс подходы к изучению русского националистического движения___________ 22
1.2.1 Веймарский сценарий и эпидемиологическая модель____________________________22
1.2 2 Информационно - фактографическое направление_______________________________28
1.2.3 Сравнительно-исторические исследования_____________________________________32
1.2.4 Анализ националистической идеологии________________________________________35
1.2.5 Этнографии националистических субкультур___________________________________42
1.2.6 Количественные исследования ксенофобских аттитюдов_________________________44
1.2.7Заключительные замечания.___________________________________________________48
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 51
2.1 Принципы анализа игр________________________________________________________51.
2.2 Теория игр в социологии общественных движений________________________________55
2.3 Игры представления: теория Бурдьс ___________________________________________59
2.4 Логика и методы исследования 67
ГЛАВА 3. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАДИКАЛЬНО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ________________________________________________________________________73
3.1. Идеология как игра__________________________________________________________73
3.1.1.Цели идеологической борьбы_________________________________________________73
3.1.2. Идеологическая борьба и построение политического характера________________76
3.1.3. Идеологическое «лицо» организации;________________________________________79
3.2 Идеологические вариации______________________________________________________87
3.2.1 Мистический национализм____________________________________________________88
3.2.2 Материалистический национализм_____________________________________________90
3.2.3 Оккультный расизм__________________________________________________________91
3.2.4 Бытовая ксенофобия_________________________________________________________92
3.2.5 Частные перспективы_______________________________________________________.92
3.2.6 Идеологические регистры и сегменты аудитории_______________________________94
3.2.7. Компромиссные позиции_____________________________________________________96
3.3 Идеологические константы_____________________________________________________98
3.3.1 Сквозные темы - I: Этнизация_______________________________________________98
3.3.2 Сквозные темы - 2: Морализация____________________________________________103
3.3.2 Выводы относительно РНЕ__________________________________________________ 107
3.4 Контрольный случаи: НБП_____________________________________________________108
ГЛАВА 4. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ РАДИКАЛЬНО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ_______________________________________115
4.1 Моральная карьера радикально-нацноналисппеской организации__________________115
4.2 Основные темы самопредставления РНЕ и их драматические воплощения___________123
4.2.1 Уважение к порядку________________________________________________________123
4.2.2 Мши торизм________________________________________________________________124
4.2.3 Функционализм ___________________________________________________________ 128
4.2.4 Непобедимая тайная организация___________________________________________________129
4.3 Политика конвертации_______________________________________________________________131
4.3.1 Поле политики и поле организованного насилия______________________________________131
4.3.2 Поле символического производства__________________________________________________137
4.3.3 Поле личности_____________________________________________________________________138
4.3.4 Индивидуальные траектории_________________________________________________________140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
152
фракции, члены полуподпольных националистических кружков приобрели возможность легализоваться в виде «историко-патриотических организаций», время от времени распространять свои убеждения на страницах журналов наподобие «Нашего современника», и даже, как Юрт! Скурлатов и Юрий Романенко, занимать посты штатных идеологов ВЛКСМ и преподавателей марксизма-ленинизма. В целом, русский национализм был одной из основных тем в поздней советской культуре, воплощенной, в частности, в исключительно популярной прозе пнеателей-деревенщиков, или, в более скандальной форме, в живописи Ильи Глазунова.
Наибольшую известность среди неформальных ассоциаций националистов получила возникшая в 1982 группа, называвшаяся «Память». В 1984 в ее ряды вступил молодой фотограф Дмитрий Васильев, благодаря которому в последующие несколько лет «Память» превратилась в самую важную русскую националистическую организацию. В 1986-1988 «Память» Васильев и его единомышленники оказалась в фокусе общественного внимания благодаря выступлениям, в ходе которых, вероятно, впервые в советской истории, политические деятели публично идентифицировали себя как русских националистов, не прибегая к обязательным в предыдущий период ссылкам на ленинизм.5 «Память» сыграла роль не только как организация, впервые обнародовавшая радикально-националистическую идеологию, но и как кузница кадров, через которую прошло большинство будущих лидеры русских правых радикалов. Кроме самого Васильева, в ней в разнос время участвовали Александр Баркашов, Гейдар Джемаль, Александр Дуган, Константин Касимовский, Николая Лысенко, Алексей Смирнов-Осташвили, Александр Штильмарк - большая часть всех самых известные впоследствии радикальных националистов. Однако, в 1987-1990 «Память» пережила ряд расколов, превратившись в результате в малочисленную группу, которой она остается и поныне. Самой значительной из организации-наследниц было Русское Национальное Единство (РНЕ), возникшее после того, как заместитель Васильева Александр Баркашов, руководивший силовыми
как сообщали ее члены, был снят «по заказу КГБ», и который они сами находили весьма убедительным и правдивым. Сходно, ссылки на «Классовую сущность сионизма» Романенко до сих пор фигурируют в программных документах некоторых праворатикпьных групп, в частности, в программе РНЕ [65].
3 Наибольшую известность получили митинги «Памяти» в Румянцевском саду в Ленинграде летом 1988 года. Сами митинги и все связанные с ними события очень хорошо описаны в сборнике «Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки» [29].
подразделениями «Памяти», поссорившись с Васильевым в начале 1990, вышел из нее вместе с несколькими десятками своих сторонников.
РНЕ отличалось от всех своих предшественников совершенно новым паттерном коллективных действий. В противовес «Памяти», навсегда сохранившей черты дискуссионного клуба, РНЕ с самого начала имитировало структуру военного подразделения. Все его члены носили одинаковую черную униформу и проводили много времени за строевой подготовкой и упражнениями в стрельбе. Его излюбленные коллективными действиями были не собрания и дискуссии, а марши и патрулирования улиц в качестве дружинников (иногда - совместные с милицией). РНЕ контролировало разветвленную сеть охранных фирм, в которых работали его члены, обеспечивавших его финансовыми средствами. Слабые стороны «Памяти» состояли в том, что она не обладала сколько-нибудь значительным независимым источником финансирования и могла предложить своим членам лишь способ проведения досуга, но не обучение или профессиональную занятость, как могло РНЕ.6 Тс данные, которые существуют по поводу состава сторонников РНЕ, свидетельствуют о том, что его ядром были военные и сотрудники правоохранительных органов, бывшие и действительные, в отличие, опять же, от «Памяти», ядро которой составляли интеллектуалы, типа фотографа Васильева, режиссера Риверовз, литературоведа Любомудрова и других. Наконец, РНЕ использовало символику, вызывавшую непосредственные ассоциации с нацистской - такие, как эмблема организации Коловрат (свастика, вписанная в восьмилучевую звезду) и приветствия правой рукой с открытой ладонью - чего «Память» никогда не делала.
Последнее обстоятельство способствовало тому, что РНЕ с самого своего возникновения пользовалось неизменным вниманием прессы, возможно, большим, чем все остальные праворадикальные организации, вместе взятые. С 1993 по 1999 mass media неоднократно переживали кампании «моральной паники», основным объектом которой неизменно оказывались Баркашов и его группа. Только после распада РНЕ, в 2001 году,
6 Как отмечает Вячеслав Лихачев, РНЕ стремилось полностью замкнуть на себе жизненные циклы своих сторонников, которым часто приходилось даже жить в похожих на казарму помещениях, снятых организацией (55: 11-16]. Единственным пробелом в деятельности РНЕ, в этом смысле, было почти полное отсутствие женщин, которые не принимались в организацию на ранних этапах ее существования, и позднее никогда не составляли заметной доли ее членов.
- Київ+380960830922