Ви є тут

Региональные профессионально-образовательные комплексы : Социальные особенности формирования

Автор: 
Большакова Галина Ивановна
Тип роботи: 
Социальные особенности формирования
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
166
Артикул:
193184
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества и государства особое значение приобретает тенденция регионализации на основе наиболее полного включения и оптимизации потенциала разнохарактерных регионов в экономическом и социальном развитии общества в целом. Приобретая в ряде случаев гипертрофированные, крайние формы, регионализация во второй половине 1990-х годов способствовала дезинтеграции, разрушению единого правового пространства и системы государственного управления. Однако в социокультурной, образовательной и экономической сферах процессы регионализации естественным образом закладывали основу возрождения разрушенных хозяйственных комплексов, формирования местных рынков занятости, образовательной системы подготовки нужных региону профессиональных кадров.
При всей неравномерности и противоречивости этого сложного социального процесса, затрагивающего все сферы жизнедеятельности общества, сегодня он все более полноценно обеспечивает принципиальное обновление основ, форм и методов построения нового федерализма. С этой точки зрения две тесно взаимодействующие его стороны - регионализация и федерализация, переструктурируют как взаимоотношения всей совокупности социальных институтов, так и содержательно меняют внутренний характер их функционирования. В полной мере это касается системы образования, и в первую очередь профессионального образования, непосредственно обеспечивающего интеллектуальный потенциал преобразований и развития российского общества.
Таким образом, возрастает потребность в социокультурном
15
роизводственной и социальной базы за счёт концентрации средств, ходящих в образовательный комплекс учебных заведений; эффективного спользования материально-технической базы и трудового потенциала, беспечения социальной защиты педагогов и учащихся учебных заведений а счет коммерческой деятельности; становления целостной ■бразовательной системы, делающей возможными достижение высокого ачества образования, расширения профиля обучения, более полного учета образовательных потребностей региона.
4. Интегрирующим субъектом регионального профессионально-образовательного комплекса в конечном счете выступает вуз как шогопрофильный учебно-научный комплекс. Крупные региональные вузы высоким ресурсным и кадровым потенциалом являются инициаторами юстроения новых горизонтальных систем связей между собой (ассоциаций однопрофильных вузов), и вертикальных - с учебными заведениями реднего общего и профессионального образования, которые реально под юздействием этого интегрирующего влияния преобразуются в высшие фофессиональные училища - колледжи. При этом оптимальной формой южсубъектных отношений на начальном этапе их становления выступает юмплексная, гармонизирующая достоинства и недостатки вертикальной и оризонтальной составляющих интеграции, что достигается сохранением пначальной многопрофильности на основе сложившейся специализации ходящих в комплекс образовательных учреждений, с рациональным >азграничением векторов их выхода на рынок труда и образовательных юлуг с последующими изменениями путем проведения единой для юмплекса маркетинговой политики. Организационно-правовое акрепление возникающей системы межсубъектных отношений между юразовательными учреждениями и их институционализация лежат в
16
основе формирования региональных систем-комплексов.
5. В современных условиях системы образования могут стать уникальным социальным полем опережающего экспериментального апробирования новых моделей управления процессом регионализации. В первую очередь, речь идет о принципиальной переориентации управленческих систем образовательных учреждений на основания самоорганизации, позволяющие проявлять самостоятельную политику формирования социального заказа на профессиональную подготовку специалистов, обеспечивающих развитие региона. В структуре управления профессионально - образовательным комплексом утверждают себя маркетинговая, консалтинговая и экспертно-методическая службы, обеспечивающие все образовательные учреждения комплекса. Вместе с тем, формирование региональных комплексов профессионального образования на базе существующих образовательных учреждений разного отраслевого профиля и подчинённости целесообразно проводить поэтапно в режиме создания ассоциативных структур с достаточно гибкой организацией, что позволяет достичь сочетания интересов отдельных образовательных учреждений и изначально избежать тенденции излишней управленческой централизации их деятельности.
Научно-практическая ценность работы. Результаты проведенного исследования повышают уровень информационного обеспечения, социальной диагностики и прогнозирования тенденций развития, а также управленческого регулирования региональных образовательных систем. Выводы работы могут быть использованы в практике развития образовательных учреждений и комплекса образовательных услуг системы профессионального образования субъектов Российской Федерации и Федеральных округов. Материалы диссертации могут в конкретной своей