ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования пробле социальной адаптации военнослужащих, увольняемых в запас в процессе реформирования
армии.................................................. 11
1.1. Трактовка понятия “социальная адаптация”..................... 11
1.2. Военнослужащие как специфическая социальная группа и ее
место в структуре российского общества........................ 24
1.3. Реформирование армии и проблемы подготовки военнослужащих, увольняемых в запас к новым условиям
жизнедеятельности .......................................... 40
Глава 2. Условия и пути социальной адаптации военнослужащих,
увольняемых в запас, их жизненные планы................... 63
2.1. Основные условия и факторы социальной адаптации.............. 63
2.2. Пути и формы адаптации....................................... 79
2.3. Жизненные планы военнослужащих, увольняемых в запас.......... 99
Заключение........................................................ 112
Библиографический список....................................... 116
Приложения......................................................... 129
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Последние десятилетия для Российской армии проходят под знаком радикального реформирования. Этот процесс связан с политическими и военными преобразованиями. В начале 90-х годов принципиально изменилось положение России в мире, характер международных отношений. По данным Минобороны России за 1991 -1996 гг. были уволены в запас 450 тыс. офицеров, а с 1997 по 2005 гг. будет сокращено 600 тыс. офицеров и прапорщиков, причем более 60 % без права на пенсию. Это трудоспособные мужчины, 90 % которых имеют высшее образование'. Характер, темпы и методы реформирования Российских Вооруженных Сил в определенной мере зависят от внутриполитической и экономической ситуации в стране.
Сокращение Российских Вооруженных Сил, связанное с реформированием Армии, породило ряд серьезных проблем экономического, социального и личностного характера.
Увольнение военнослужащих из Вооруженных Сил отрицательно влияет на самих военнослужащих, в большинстве своем не имеющих гражданских специальностей (офицеры танковых подразделений, войск ПВО, артиллерийских подразделений и др.), обладающих совершенно иным стереотипом мышления и поведения. Оказавшись за пределами армии, они сталкиваются со многими проблемами, в числе которых социальная и профессиональная невостребованность, потеря рабочих мест, необходимость перемены места учебы и работы членов семей, отсутствие опыта и навыков работы в условиях рыночной экономики, невнимание местной администрации к их нуждам, острая жилищная проблема и т.д. Многие из военнослужащих и членов их семей не могут привыкнуть, адаптироваться к гражданским условиям.
' См.: Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, увольняемых в запас или отстав ку: теория и практика / Под ред. Н.Г.ОсуховоП, И.Г.Лотовой. - М.: Логос, 1999. - С.5.
13
Этот процесс проходит очень трудно, крайне болезненно для самих военнослужащих. Это связано не только со сменой условий жизни, стиля жизнедеятельности, но и установок, способов действия, главным из которых является принятие социальной среды, совершенно иных форм социального взаимодействия. В конечном итоге речь идет о смене социального статуса определенной группы людей, имеющих как свои, индивидуально-психологические, так и характерные для каждой категории людей особенности.
Однако было бы ошибкой считать, что каждая новая ситуация, рождая новый шаблон поведения, перестраивает всю психику человека. Новые формы поведения вкрапливают, добавляют что-то новое в психику человека.
Адаптация относится к проблемам, характеризующимся многоаспект-ностыо подходов в ее анализе и разнообразием акцентов, поэтому имеет смысл рассмотреть не только различные подходы к понятию «адаптация», но и сделать небольшой экскурс в историю его возникновения.
Проблемами социальной адаптации в стране начали заниматься сравнительно недавно. Начиная с 70-х годов, социальная адаптация становится предметом изучения представителей различных общественных наук: психологии, педагогики, философии, в связи, с чем она получила название «сквозной», кардинальной проблемы. Однако сущность адаптации вряд ли можно рассматривать при одностороннем подходе (психофизиологическом, социально-психологическом, экономическом, педагогическом), приводящем к искусственному вычленению отдельных сторон из общего целого и неоправданному приданию им доминирующего значения.
Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине XVIII века. Введение его в научный оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения (или слуха), вы-
14
ражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ па действия адекватного раздражителя12.
Отсюда и значение «адаптации» - от латинского абарш - приспособляю, т. е. приспособление.
Однако изучение проблем адаптации началось гораздо раньше. Исторически адаптация связана с возникновением и развитием биологии, и первые идеи в ее возникновении принадлежат французскому натуралист}' Ж. Бюффону, который еще в XVII веке считал, что основной механизм приспособления определяется прямым влиянием условий среды на изменяющиеся соответствующим образом организмы. В дальнейшем, в начале XIX века, эта идея была подвергнута тщательному специальному изучению Ж. Б. Ламарком, Ж. Сент-Илером, Г. Спенсером, Ч. Дарвином13. Именно этот научный импульс стал началом серьезного изучения проблем адаптации, которая в дальнейшем вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в медицину, социологию, социальную психологию, а затем и в кибернетику, космонавтику, экологию и др. науки. В социологии выделяется отдельное направление в изучении адаптации человека к изменяющимся социальным условиям труда и жизни.
Социальная адаптация носит многофункциональный характер.
Она является, во-первых, необходимым условием и, одновременно, средством оптимизации взаимодействия человека с природой и социальной средой.
Во-вторых, адаптация способствует развитию человека и совершенствованию окружающей среды.
В-третьих, посредством адаптации реализуется социальная сущность человека.
В-четвертых, адаптация является необходимой при овладении человеком любым из существующих видов деятельности.
12 См.: Примаков В. Профессиональная адаптация молодых офицеров Военно-морского флота // Ракурс. -1993. - №4. - С.64.
,3 См.: Там же. -С.64.
- Київ+380960830922