Ви є тут

Государственная служба как институт государственных социальных услуг

Автор: 
Попова Зоя Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
137
Артикул:
1000294539
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Институциальный подход к государственной
службе
§ 1. Институциализм как этап в развитии
социологической и управленческой мысли § 2. Государственная служба как социальный административный институт реализации функций государства § 3. Формирование государственной службы как института государственных социальных услуг
ГЛАВА II Социальные потребности граждан и рынок
социальных услуг: проблемы соотношения и развития
§ 1. Анализ формирования рынка государственных социальных услуг § 2 Анализ социальных ожиданий граждан § 3. Перспективы взаимодействия государственной и муниципальной служб как институтов социальных услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
с. 3
с.17
с.17
с.43
с.57
с.78
с.77 с. 100
с.111 с.121
с.125
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью реформирования и развития государственной службы в условиях выхода страны из кризиса. Многие процессы, происходящие в экономической, политической, духовной и социальной сферах российского общества, характеризуются нечеткостью целевых установок, несогласованностью действий. В результате этого снижен экономический потенциал страны, ухудшилось качество жизни населения, сохраняется социальная напряженность, то есть назрела необходимость в эффективном государственном управлении. В рамках поставленной проблемы целесообразным является изучение функционирования института государственной службы.
Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Основной конституционный принцип состоит в том, что носителем суверенитета и единственным носителем власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти, органы местною самоуправления. Государственная служба, прежде всего, основана на принципах законности, гласности, приоритетах прав человека и гражданина, соблюдать и защищать которые входит в обязанности государственных служащих. Однако декларируемые принципы невозможно обеспечить без эффективной системы государственной службы, ориентированной на служение гражданам.
Продолжает оставаться актуальным решение вопроса о том, кому «служит» г осу дарственная служба: обществу, государству, политическим объе-
1 Конституция Российской Федерации. - М., 1993. - С. 3.
служащего», проведенного в октябре-ноябре 1997 г. группой ученых кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС под руководством Е.В. Охотского и В.М. Соколова. Опрошено по репрезентативной выборке 1211 жителей субъектов РФ, 1145 государственных служащих федеральных органов власти и администраций субъектов РФ. Индекс: НО-97;
■ социологического опроса населения «Российские граждане и власть: готовность к диалогу», проведенного в 1995-1996 гг. группой ученых кафедры политологии и политического управления РАГС под научным руководством
B.C. Комаровского. Опрошено по репрезентативной для регионов выборке 2500 жителей Ставропольского края, Владимирской, Тульской, Нижегородской, Самарской областей. Индекс: РГВ -96;
■ экспертного опроса «Отношение государственных служащих к участию граждан в управлении», проведенного учеными кафедры политологии и политического управления РАГС под научным руководством B.C. Комаровского. Опрошено 140 работников областных администраций, представляющих 32 региона России. Индекс: ГСГ-96;
■ всероссийского исследования «Динамика ценностей населения реформируемой России», проведенного Центром исследования ценностей при Институте философии РАН, под общим научным руководством члена-корреспондента РАН Н.И. Лапина, и Центром социального прогнозирования и маркетинга, полевой этап проведен под руководством И.Е. Шереги в 1994 г. Опрошено методом интервью по всероссийской репрезентативной выборке 1062 человек. Индекс: ДНЦ-94;
■ всероссийского исследования «Наши ценности сегодня», проведенного Центром исследования ценностей при Институте философии РАН, под общим научным руководством члена-корреспондента РАН Н.И. Лапина, полевой этап проведен в 1990г. под руководством Б.В. Григорьева, группой студентов и ас-
\
13
гарантов социологического факультета МГУ. Опрошено методом интервью по всероссийской репрезентативной выборке 1518 человек. Индекс: НЦ-90.
При подготовке диссертации автор использовал также материалы других социологических исследований.
Основные научные результаты, полученные лично автором, и их новизна заключаются в следующем.
1. Данная диссертация является одной из первых работ, в которых исследована государственная служба как институт государственных социальных услуг. Диссертант полагает, что институциализм, как методология подхода и этап в развитии социологической и управленческой мысли, позволяет по-новому взглянуть на причины, вызвавшие к жизни феномен социального института государственной службы, динамику его развития. Социальный институт определен как результат естественного отбора и самоорганизации, сложившуюся на основе традиций или правовых норм устойчивую форму организации совместной деятельности людей, направленную на удовлетворение их социальных потребностей. На основе изучения данного социального феномена раскрыта сервисная функция государственной службы, расширяющей свое участие в общественном воспроизводстве услуг. Выявлена реальная тенденция институциали-зации государственной службы в сервисном аспекте.
2. Государственная служба в своих сущностных характеристиках есть социальный административный институт реализации функций государства, действующий наряду с политическими институтами. Разработана социологическая концепция государственной службы как системы социальных институтов ^институт государственных социальных услуг, социально-правовой, организационно-управленческий, социально-экономический, информационнокоммуникативный, интеллектуально-духовный институты). Представление государственной службы как системы институтов вносит существенные изменения в характеристику функционального поля государственной службы, раскры-