Ви є тут

Преемственность в образовании: социологический анализ

Автор: 
Архипова Светлана Владимировна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
165
Артикул:
193293
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы 14
преемственности в образовании
1.1. Проблема преемственности в отечественной и зарубежной науке: 14 основные подходы
1.2. Преемственность и взаимосвязь уровней образования 50
Глава II. Преемственность среднего и высшего образования в 72
оценках его основных субъектов
2.1. Преемственность среднего и высшего образования: проблемы и 72 противоречия
2.2. Механизмы преемственности среднего и высшего образования 116
Заключение 140
Список литературы 144
2
Введение
Актуальность темы исследовании.
Институт образования является одним из наиболее значимых и фундаментальных институтов в современном обществе. Нго роль в жизни отдельного человека и социума в целом постоянно возрастает. Увеличение и обновление знаний, быстрый рост темпов развития техники и технологий, появление новых форм и видов 'Груда требует, чтобы образование стало непрерывным. В ноябре 2001 г. Европейская Комиссия приняла Коммюнике по «реализации превращения Европы в пространство непрерывного образования». В документе подчеркивается, что непрерывное образование должно охватывать все виды формального и неформального образования - от дошкольного до пенсионного возраста. Происходит отказ от понимания образования как одного из этапов жизни человека, признается, что образование является постоянной формой жизнедеятельности личности.
Культурно-образовательный капитал становится важнейшим стратегическим ресурсом развития экономической, социальной, культурной, политической сфер. Приобретаемые человеком знания и навыки должны позволить ему адаптироваться к постиндустриальному обществу, основанному на знании, для того, чтобы он смог активно участвовать в его экономической, социальной, политической жизни. Все это придает особый статус образованию, повышая уровень предъявляемых к его качеству требований.
В современном мире важно отказываться от понимания образования как результата усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, так как при таком подходе формируется человек, способный действовать лишь по жестко заданной схеме в определенных условиях. В образовании надо видеть не результат обучения, а процесс накопления, передачи, преобразования и усвоения социального опыта. Это возможно только в
3
Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «... новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие...» '. Отсюда, классическим стало определение преемственности как «связи между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций»2.
Диалектика дает представление о развитии как процессе, в котором отдельные свойства, стороны развивающегося объекта утрачиваются навсегда, а другие - повторяются на новых этапах развития. Отсюда, можно говорить о существовании «горизонтальной» и «вертикальной» преемственности. «Горизонтальная» преемственность предполагает процесс количественных изменений, происходящих в рамках данного уровня. «Вертикальная» преемственность - процесс качественных изменений па разных уровнях.
Диалектическая трактовка преемственности активно используется в области естественных наук. Тот интерес, с которым обсуждается тема преемственности в науке, позволяет зачислить ее в ряд наиболее фундаментальных проблем современной методологии науки.
Факт преемственности в развитии науки является общепризнанным. Новые поколения ученых не создают все заново, а используют все те ценные достижения, которые были сделаны их предшественниками, сохраняя и
1 Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1999. С.52.
2 Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. С. 954.
15
совершенствуя их далее и внося свой определенный вклад в науку. Каждый ученый надеется на то, что результаты его деятельности не исчезнут, а найдут свое продолжение и дальнейшее развитие.
Существует несколько основных форм преемственности знаний. Самой простой формой является максимально точное воспроизведение предшествующих текстов в последующих изданиях (например, в средневековой христианской философии).
Следующей формой является критическая преемственность, где осуществляется различение между истиной и заблуждением. Сохраняются, передаются и воспроизводятся не все предшествующие теории в целом, а только их истинные элементы, проверенные и подтвержденные опытом. Все заблуждения, ложные концепции, личные субъективные мнения и т.п. либо отвергаются, либо коренным образом пересматриваются.
В XX в. получила распространение «концепция последовательного аддитивного суммирования истин», согласно которой в каждой относительной истине и научной теории есть определенная доля абсолютной истины. Эти доли суммируются и начинают составлять все возрастающую сумму истинного знания, обладающего уже непреходящей ценностью.
Обобщенное диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое отражение в «принципе соответствия», которое впервые сформулировал Нильс Бор. Согласно данному принципу, из уравнений новой, более общей теории, изучающей те же самые свойства и формы движения материи, можно вывести в качестве частного предельного случая уравнения старой теории. Так, приводит пример С.Т. Мелюхин, из уравнений движения квантовой механики и частной теории относительности выводятся в качестве частного предельного случая уравнения пространственного перемещения классической механики; из уравнений тяготения общей теории относительности выводятся в качестве частного случая уравнения ньютоновской теории гравитации; из уравнений квантовой электродинамики
16