<1
и
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА I. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЕЕВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ................................................13
1.1. Возникновение вузовских музеев в Западной Сибири (к. XIX - нач.
XX вв.)......................................................20
1.2. Вузовские музеи в 20-е - 40-е гг. XX в..................44
1.3. Вузовские музеи в к. 40-х - 60-е гг. XX в...............53
1.4. Музеи высшей школы в 70-х гг. XX в. - н. XXI в..........59
ГЛАВА II. СТРУКТУРА МУЗЕЕВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И ВИДЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................65
2.1. Типы музеев высшей школы Западной Сибири и их учебнообразовательная деятельность...............................65
2.2. Фонды и экспозиции музеев...............................74
2.3. Научно-исследовательская и просветительская деятельность музеев.. 89 ГЛАВА III. МУЗЕИ ВУЗОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА, 98
3.1. Место вузовских музеев и центров подготовки специалистов по музееведению в деле изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия Западной Сибири........................98
3.2. Инновационные методы работы в музеях как перспектива их дальнейшего развития......................................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................124
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 132
A) Источники................................................132
Б) Интернет-ресурсы.........................................135
B) Литература...............................................136
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.............................................168
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................170
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ.............................................171
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Культурная политика российского государства на современном этапе развития ориентирована на духовное возрождение общества. Значительная роль в этом процессе отводится музею как социокультурному институту - пол и функциональному феномену, в котором сосредоточены основные историко-культурные и природные ценности.
В настоящее время происходит переосмысление социальной значимости музеев различного статуса и их роли в духовном возрождении российского общества. Они призваны выступать в роли трансляторов достижений в науке и культуре. Музеи высшей школы занимают весомое место в системе образования, являясь важной составляющей частью научной и учебной культур.
В современном российском обществе создаются предпосылки для расширения сети музеев в системе высшей школы, которые востребованы не только в профильном обучении, но и в решении новой задачи - подготовки квалифицированных специалистов-музееведов.
На сегодняшний день в рамках теории музейного дела накоплен обширный материал, охватывающий многие аспекты деятельности музея как феномена культуры, но в ней недостаточно представлены характеристики деятельности вузовских музеев, их специфики, не определена стратегия их дальнейшей деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена с одной стороны - ростом сети вузовских музеев в Западной Сибири, усилением влияния этих музеев на учебный и научный процессы, а с другой -необходимостью обобщения опыта работы вузовских музеев, определения их места в социокультурном пространстве региона и перспектив развития на современном этапе.
22
Другим фактором развития музейной сети в Сибири стала политическая ссылка. Люди образованные, но лишенные на практике возможности реализовать свои способности в условиях глухой российской окраины, принимают активное участие в сборе и обработке музейных коллекций, в развитии просвещения и образования. Серьезный вклад в развитие просвещения и школьного дела в Сибири в первой половине XIX в. внесли декабристы. Пример просветительной деятельности декабристов встретил поддержку как среди других политических ссыльных (поляков), так и среди немногочисленной тогда еще сибирской интеллигенции. Например, Д.И. Завалишин организовал школу в Чите, поэт В.Ф. Раевский -в с. Олонках, на Ангаре, И.Д. Якушкин - в Ялуторовске, И.П. Муравьев-Апостол - в далеком Вилюйске, братья Бестужевы - в Селенгинске, П.П. Свистунов - в Тобольске и ряд других [Соколов, 1946. - С. 10].
С историей исследования Сибири, распространением образования и созданием музеев тесно связаны имена Д.А Клеменца, И.Д Черского, В.И. Дыбовского и многих других исследователей. Неоценимый вклад в создание первых музеев на территории Западной Сибири внесли представители областничества - Н.М. Ядринцев, Т.Н. Потанин,
Н.М. Мартьянов и др.
Несмотря на объединенные усилия в борьбе за изучение и просвещение края, даже в к. XIX в. грамотность сибирского населения была значительно ниже грамотности населения европейской части России. По данным всероссийской переписи 1897 г состояние грамотности в Сибири и России представлено следующими цифрами: общий уровень грамотности в
городской и сельской местностях европейской части России составил 22,9 %, а в Сибири — 12,4%. [Сибирские вопросы, 1907. — С. 10].
Со второй половины XIX в. в Сибири начинают развиваться добывающая и обрабатывающая горная промышленность: горнорудная, золотодобывающая (с 1940-х гг.), частично железоделательная; а так же мукомольная, водочная, льняная, лесная и др. Развитие промышленности,
23
торговли, сельского хозяйства, рост населения неизбежно порождали потребность в расширении школ всех типов и создания высшей школы. Назрела необходимость в подготовке специалистов средней и высшей квалификации из местных уроженцев на месте, в Сибири, для дальнейшего развития и освоения края.
На протяжении XIX в. многократно возникали различные проекты создания университетов в Сибири. Борьба за открытие Сибирского университета была продолжительной - она длилась почти 75 лет. Императором Александром I в 1803 г. был впервые поставлен вопрос о необходимости открытия университета в Сибири. В 1803 г. были опубликованы «высочайше утвержденные предварительные правила народного просвещения». В этих «Правилах» были учтены и пожелания сибирской буржуазии и общественности об организации университета в одном из крупных городов Сибири.
В 1838 и в 1844 гг. один за другим вышли в свет два тома «Исторического обозрения Сибири» историка из Тобольска Петра Андреевича Словцова. «Отец истории Сибири» по-настоящему обосновал нужду зауральской колонии в собственном очаге образования. А главное, сумел довести эту мысль до петербургских ученых и правительственных кругов. Павел Демидов, князь Сан-Донато, потомок крестьянина-заводчика Акинфия, одним из первых пожертвовал тридцать тысяч рублей на Сибирский университет в Тобольске. Но в Тобольске университет не был открыт и деньги ушли на строительство мужской гимназии.
Подтолкнула развитие событий ситуация, возникшая в провинциях. В 1851 г. в Иркутске, а в 1877 г. в Омске открываются отделы Русского Географического общества. Сибирь становится предметом всестороннего
г
изучения. Общество, находившееся под покровительством императора, нуждалось в членах-корреспондентах на местах. Таковыми могли стать люди образованные, любящие свой край.
В Петербурге за открытие Сибирского университета ратовал
- Київ+380960830922