Ви є тут

Педагогічні умови навчання молодших школярів основам мови образотворчого мистецтва

Автор: 
Малицька Олена Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000507
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2.
Особенности целенаправленного обучения учащихся ПЕРВОГО класса основам языка
изобразительного искусства…………...............................
77
2.1.
Теоретические предпосылки к организации экспериментальной части
исследования……………………………………………………….
77
2.2.
Характеристика исходных уровней готовности учащихся к экспериментальному
обучению (констатирующий эксперимент).........
87
2.3
Особенности овладения учащимися первых классов основами языка изобразительного
искусства (ход и результаты формирующего
эксперимента)……………………………………......................................
101
Выводы ко 2 главе …………………………………………………..……
173
Общие выводы исследования…………………………………………...
179
Заключение………………………………………………………………………..
182
ЛитературА………………………………………...……………………………….
185
Приложение………………………………………………………………………..
200
Введение
Актуальность проблемы. Сфера духовной жизни и духовной культуры человека на
протяжении всей истории развития цивилизации рассматривается как непреходящая
ценность, служащая развитию человеческого в человеке, обобщающая многовековой
опыт, через освоение и умножение которого выявляется смысл человеческой жизни.
Формирование духовного мира человека рассматривается в современной педагогике
не только как предмет личной заинтересованности, но и как важная социальная
задача, поскольку настоящее и будущее нашего общества находится в прямой
зависимости от духовной культуры каждого его гражданина, идейных и социальных
ориентиров его внутреннего мира.
На духовное освоение действительности человеком, формирование его готовности
творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты
благотворное воздействие оказывает искусство. Это достигается благодаря тому,
что искусство обладает возможностями целостно и всесторонне отражать реальный
мир, воздействовать одновременно на чувства и мысли человека, на все сферы его
деятельности в труде, быту, науке, политике, экономике, а также в его
поступках, поведении, общении. Благодаря своей эмоционально-чувственной и
образной сущности, оно объединяет, таким образом, все формы общественной
деятельности и познания, где проявляется эстетическое отношение субъекта к
действительности и самому себе.
Психологической и педагогической теорией и практикой (Л.А.Венгер, Н.Н.Волков,
Е.И.Игнатьев, А.В.Запорожец, В.И.Киреенко, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина,
Н.Н.Ростовцев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Бакушинский, Н.А.Ветлугина,
Е.С.Громов, В.В.Колокольников, Т.С.Комарова, В.Ф.Котляр, В.С.Кузин,
Г.В.Лабунская, Н.П.Сакулина, Е.М.Торшилова, Е.В.Шорохов, Б.П.Юсов) обусловлено
достаточно раннее приобщение человека к овладению различными видами искусства,
начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Некоторые из видов
искусства обрели в системе общеобразовательных учреждений статус обязательных
учебных дисциплин.
Изучение специфики детской изобразительной деятельности, разработка и
совершенствование педагогических условий, обеспечивающих успешность обучения
детей изобразительному искусству, особенно на исходных этапах приобщения к
нему, вызывает повышенный интерес отечественных и зарубежных психологов и
педагогов.
В отечественной литературе детская изобразительная деятельность, особенно ее
творческие проявления, определяется как явление художественной культуры.
Изучение условий ее формирования является важной проблемой психологической и
педагогической наук. В оценке детской деятельности исследователи чаще всего
указывают на два ее качественных достоинства - художественную искренность и
непосредственность отражения окружающего мира в продуктах деятельности с одной
стороны и значимость этой продукции в изучении самого ребенка с другой. Как
отмечает В.М.Бехтерев: «…детское творчество дает возможность иметь объективные
данные для суждений взрослых о детском мире и в то же время поможет уразуметь,
что такое дитя не с субъективной лишь точки зрения, как это обыкновенно
делается, а на основании этого объективного материала» [152,c.126].
Дополняя оценку, высказанную Бехтеревым, Н.А.Ветлугина отмечает, что в
изобразительной деятельности ребенок выявляет свое понимание окружающей
действительности и свое отношение к ней, и это помогает раскрыть внутренний мир
ребенка, особенности его восприятия, представлений, интересов и способностей. В
своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для
себя, а для окружающих - новое о себе [34, с.34].
Безоговорочно признавая важность детской изобразительной деятельности и
необходимость художественного воспитания детей дошкольного и младшего школьного
возрастов, в исследованиях, посвященных данной проблеме постоянно ведется,
вместе с тем, острая дискуссия по поводу критериев ее оценки с позиции
профессионализма, а, следовательно - и определения с этих же позиций
содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса.
В большинстве исследований природа детской изобразительной деятельности
истолковывается, исходя из сложившейся в отечественной психологии
(Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, А.Н.Леонтьев)
концепции об общественно-исторической и социальной сущности человека и
деятельностном способе его существования, в связи с которой психическое
развитие ребенка осуществляется путем присвоения им материальной и духовной
культуры, созданной человечеством, и все психические процессы и образования
формируются в деятельности. Из этого следует, что психическая регуляция
изобразительной деятельности осуществляется при помощи психических действий,
характерных