Ви є тут

Політична система сучасної України: процеси інституціональних змін та стабілізації

Автор: 
Ніколаєва Майя Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U002714
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Политическая система современной Украины: основные институциональные
характеристики и перспективы демократических преобразований.
2.1. Советская государственно-управленческая модель как исходная точка
трансформаций политической системы Украины.
Политическая система относится к числу искусственных организационных систем,
характеризующихся следующими основными свойствами: 1) они являются результатом
преднамеренной и/или спонтанной деятельности человека; 2) их главное
предназначение состоит в поддержании определенного порядка, сохранения
определенной структуры, которая, разумеется, в процессе развития может
трансформироваться, но цель – сохранение – остается неизменной.
Система политических институтов (далее – институциональная система) может
рассматриваться как элемент или подсистема политической системы, наделенная
теми же свойствами. Поддержание устойчивости системы, сохранение ее гомеостаза
составляет внутреннюю цель системы, в отличие от внешней, характеризующей ее
взаимоотношения со средой. Следовательно, система должна быть организована так,
чтобы обеспечить собственное выживание, стабильность в меняющемся мире и
одновременно развитие, эволюцию, приближение к некоторой цели. Отмеченная
дуальность составляет одно из основных противоречий в системе, разрешаемое
через ее развитие. Действительно, необходимость сохранения устойчивости,
стабильности наделяет систему свойством консерватизма, сопротивляемостью
попыткам трансформировать ее, устойчивостью к воздействиям, в том числе и к
управляющим. С другой стороны, потребность целенаправленного изменения,
движения к цели, совершенствование обязывает систему видоизменяться,
формировать и реализовывать управляющие функции. Данное противоречие, как
подчеркивают специалисты по системному анализу, характерно для систем любой
степени сложности. В основе любой системы лежит некий материальный продукт, а
так как материя в ее современном понимании включает в себя вещество, энергию и
информацию, то движение именно этих субстанций является определяющим для
жизненного цикла системы.
Процесс жизнедеятельности политической системы Украины может быть описан с
точки зрения общих закономерностей функционирования сложных организационных
систем. Сегодняшний облик украинской политической системы складывался в
результате изменения и реформирования политической системы, унаследованной от
перестроечного Советского Союза, поэтому мы не можем не коснуться
характеристики этой предшествующей модели. Ведь ход и результаты политических
преобразований в значительной степени зависят от предыдущего социального опыта,
закрепленного в привычках, обычаях, массовых практиках социального
взаимодействия.
В отечественной и зарубежной литературе высказывалось немало суждений по
поводу причин кризиса и распада Советского Союза. Гораздо меньшее число работ
посвящено исследованию советской модели государства в категориях системного
анализа, позволяющих увидеть за конкретными историческими событиями проявление
общих закономерностей рождения, развития и гибели сложных систем [См., напр.:
73, 128].
Следует признать, что до своего распада в 1991 г. Советский Союз представлял
достаточно устойчивую и функционально эффективную государственную систему, на
протяжении десятилетий справлявшуюся с периодическими “вызовами” внутренней и
внешней среды. Во многом ее устойчивость была обусловлена, по мнению
диссертанта, своеобразием институциональной модели, служившей прочным
основанием для организации политической жизни и взаимодействия различных
социальных агентов.
Говоря о политико-государственной системе, автор в данном случае имеет в виду
не всю политическую систему, а лишь вершину айсберга, где расположен видимый и
наиболее жестко структурированный каркас этого сложного политического
образования, представленный, в первую очередь, системой организаций
государственной власти. При этом оставляется в стороне традиционные для такого
анализа характеристики формы государства, системы правления и территориального
устройства. Все они лишь отчасти помогают увидеть скрытые процессы
институциональной жизни политического организма.
Если рассматривать институциональную модель государственно-политического
устройства любого современного общества, можно выделить в ней несколько
взаимосвязанных уровней анализа. В своих работах, посвященных сравнению
политических институтов России и ряда западных стран, С.Г. Кирдина
характеризует следующие различающиеся между собой элементы институциональных
моделей:
1. институты, определяющие принципы территориальной организации государства
(административно-территориальное деление или федеративное устройство);
- институты, определяющие специфику систем государственного и регионального
управления (иерархическая вертикаль во главе с центром или самоуправление и
субсидиарность органов регионального управления);
2. институты, регулирующие кадровую политику и порядок занятия управленческих
должностей (назначение руководителей или их выборы);
3. институты, формирующие принципы и процедуры принятия важнейших решений в
государстве (единогласие и соборность или демократическое большинство и
многопартийность);
4. институты, обеспечивающие механизмы обратной связи и контроля исполнения
принятых решений (административные жалобы по инстанциям или судебные иски) [71,
с.81].
Отдавая должное оригинальности и плодотворности самого подхода
С.Г. Кирдиной к интересующей нас проблеме, все же, считаем нужным, указать, что
в предлагаемой ею институциональной модели имеется ряд очевидных натяжек.