Ви є тут

Свобода художньої творчості: можливість і дійсність

Автор: 
Ханжи Володимир Борисович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U004284
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ЕДИНСТВО ДЕТЕРМИНАЦИИ И СВОБОДЫ
2.1. Экспликация понятий: "свобода", "художественное творчество", "возможность и действительность свободы" (художественного творчества)...................................................................................96
2.2. Личностные и социальные условия реализации свободы художественного творчества...................................................................................110
2.3. Художественное творчество в ХХ столетии как возможность и действительность свободы (на материале советского искусства)...............143
ВЫВОДЫ...................................................................................207
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................211

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Свобода всегда является одним из главных условий становления человека, одной из важнейших ценностей его бытия. Лишенный свободы человек не может полноценно развивать свою индивидуальность.
После распада Советского Союза особую актуальность получило осмысление проблемы свободы на постсоветском пространстве, в том числе и свободы художественного творчества. Одна из причин заключается в том, что художественное творчество - это одно из проявлений свободы человека, эти понятия тесно взаимосвязаны: свобода способствует творчеству, а творчество расширяет границы свободы. Поэтому факты ущемления свободы художественного творчества должны быть не только хронологически обобщены, но и осмыслены с философских позиций. Процесс демократизации требует регламентации отношений между властью, обществом и личностью, поэтому рассмотрения таких значимых ценностей, как свобода художественного творчества (и как индивидуальное проявление, и как общественный феномен), является необычайно актуальным.
Избранный в исследовании подход к рассмотрению свободы художественного творчества сквозь призму категорий возможности и действительности позволяет более детально отразить процесс становления и осуществления, что очень существенно при анализе свободы художественного творчества. Такой подход поможет современным философам, политологам, социологам, искусствоведам осуществлять прогнозирование развития украинского общества. Целью такого прогнозирования должно стать недопущение негативных и всяческое способствование позитивным возможностям, что, в свою очередь, должно придать действительности крайне важную характеристику целесообразности, разумности.
Свободу художественного творчества рассматривали основательно в политическом, социологическом аспектах. Достижения философской мысли не исчерпывают всей глубины проблемы свободы художественного творчества. На данный момент остаются неизученными многие стороны этого феномена. Диалектический подход в его рассмотрении (а именно, с позиции перехода свободы художественного творчества из стадии возможности в стадию действительности) предоставляет широкое поле деятельности современному исследователю. Социальная значимость и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования и его научную задачу, которая состоит в диалектическом осмыслении проблемы свободы художественного творчества с точки зрения возможности и действительности.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертация выполнена в рамках научной тематики кафедры философии и социологии Южноукраинского государственного педагогического университета (г. Одесса) им. К.Д.Ушинского "Инновационность в методологии и технологии научного и социального познания" (утверждена на заседании ученого совета университета, протокол №5 от 25.12.1997 года), которой предусмотрено изучение разных сфер бытия, в том числе в диалектическом аспекте. Тема диссертационного исследования является одним из направлений в рамках этой тематики.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является диалектическое осмысление проблемы свободы художественного творчества в аспекте возможности и действительности.
Задачи исследования:
1. Определить подходы к проблеме человеческой свободы и свободы творчества в периоды античности, средневековья, Нового и Новейшего времени.
2. Раскрыть понятия: свобода, художественное творчество, свобода художественного творчества, возможность свободы художественного творчества, действительность свободы художественного творчества, предпосылки свободы художественного творчества.
3. Выявить личностные и социальные условия реализации свободы художественного творчества и определить их специфику.
4. Осуществить анализ наиболее значимых условий реализации свободы художественного творчества сквозь призму ее перехода из возможности в действительность (на примере советского искусства).
5. Предложить наиболее приемлемый вариант условий для реализации свободы художественного творчества в современном обществе.
Объект исследования - свобода художественного творчества.
Предмет исследования - диалектика возможности и действительности свободы художественного творчества.
Методы исследования. Диалектический метод, положенный в основу диссертации, предусматривает понимание возможности и действительности в тесной взаимосвязи, что способствует разносторонности и полноте раскрытия проблемы. При рассмотрении развития искусства в СССР использован метод анализа, в то же время ему сопутствовали методы синтеза и обобщения (индукции). Это позволило не только осмыслить конкретные факты эволюции искусства (метод анализа), но и выявить общие тенденции этого процесса (методы синтеза и обобщения). Одним из главных методов был исторический, который позволил осветить процесс изменения воззрений на проблему свободы в истории философии (I раздел). Дедуктивный метод был использован при построении диссертации: от рассмотрения проблемы свободы вообще осуществлен переход к осмыслению более конкретной, особенной её формы - свободы художественного творчества, а затем - в направлении дальнейшей конкретизации - состояния художественно