Ви є тут

Онтологічна концепція музики: на прикладі світських та духовних жанрів.

Автор: 
Зайцева Людмила Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000766
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
Методология онтологического анализа музыкального произведения
2.1. Методы исследования

Исследование проблем осмысления духовных феноменов музыкальной культуры и онтологии осуществляется нами на основе комплексного метода, который включает в себя несколько методологических подходов, представляющих собой универсальные системы когнации.
Базовым для решения поставленных задач стал системный подход, который обусловил общую концепцию работы и содержание ее разделов. Использование системного метода явилось целесообразным благодаря его универсальности. Он позволил выработать наиболее эффективные пути решения поставленной проблемы и рассмотреть содержание музыкального произведения как иерархическую систему. Помимо этого, системный подход нацелил на раскрытие познания музыкального произведения как художественной целостности.
Наиболее последовательное применение данного методологического подхода содержится в исследованиях Е. Назайкинского, В. Бобровского, И. Котляревского, В. Холоповой, Е. Чигаревой.
Системный подход в диссертационном исследовании представлен в совокупности таких его основных разновидностей, как: системно-генетический и структурно-функциональный подходы.
Системно-генетический подход явился основой исследования онтологии как сферы духовной деятельности, а также выявления ее специфических свойств. При этом в качестве основного был избран познавательный или когнитивный принцип, позволивший ознакомиться с общефилософской теорией познания понятия "онтология" и богословскими миропознавательными установками.
В работе применен и структурно-функциональный подход. Намеченный в разнообразных аспектах в работах Г. Римана, Г. Катуара, Б. Яворского, Э. Курта, А. Шенберга, Б. Асафьева, И. Способина и развитый в советском теоретическом музыкознании Л. Мазелем, В. Бобровским, Ю. Холоповым, Н. Горюхиной, А. Милкой этот подход дал возможность определения соотношения композиционных и драматургических уровней музыкального произведения и включить их в метасистему - контекст онтологического анализа.
Структурно-функциональный анализ позволил так же обосновать функциональные уровни онтологической модели: как элементов музыкальной речи, как факторов коммуникации, как типовой структуры.
Методологический анализ, включенный в практическую часть работы, формируют принципы системного подхода, а именно: сравнительный, исторический, описательный. Системный подход определил и использование метода моделирования, позволившего на основе категориального и практического анализа выработать универсальную модель онтологического устроения музыкального произведения.
В качестве методологического ориентира системного анализа в практической части избрана концепция музыкально-теоретической системы, принадлежащая профессору И. Котляревскому. Проекция предложенной И. Котляревским системной модели на тип культуры - как высшего уровня системной целостности - образует структуру онтологического модуса: уровень элементов - уровень связей - уровень целостности.
Семиотический подход разработан в области лингвистики такими исследователями, как Пирс, Моррис, Успенский, У. Эко, Ю. Лотман, В. Иванов. Моррису принадлежит заслуга в выработке трех вопросов знаковой (семиотической) системы: синтаксис, семантика, прагматика. В области музыкальной науки В. Медушевский, И. Котляревский и др. включили семиотический подход в систему музыкального анализа. В качестве основных ими апробированы семантический и прагматический аспекты. Семантический аспект расшифровывает смысл музыкальных знаков (означаемое и означающее в трактовке В. Медушевского). А прагматика оценивает коммуникативные ситуации музыкального текста и разные модели его восприятия. Эту сферу музыкальной аналитики разрабатывает в настоящее время кафедра теории музыки НМАУ, проводящая ежегодные конференции по проблемам нотного текста.
В диссертации использованы оба методологических подхода, включенных в общую систему избранного онтологического анализа. Семантический подход образует Уровень Элементов (расшифровку смыслов и значений через элементы музыкальной речи) онтологической модели музыкального произведения и включен в аналитические разделы работы. Прагматический подход позволяет обосновать избранную онтологическую концепцию музыки как одну из возможных моделей восприятия музыкальной культуры с соответствующей системой её анализа.
Культурологический подход, подготовленный работами М. Друскина, В. Конен, В. Головинского, С. Скребкова, В. Медушевского, М. Тараканова, И. Снитковой, О. Соколова, М. Лобановой, оказался необходимым для рассмотрения концепции личности как субъекта культуры и соответственно жанровых моделей онтологизма в широком историко-стилевом контексте музыкальной культуры.

2.2.Основные этапы онтологического анализа
Современной музыкальной науке свойственно взаимодействие различных исследовательских подходов. К ним относятся - функциональный, исторический, системно-структурный, семиотический и т.д. Предлагаемый в диссертации онтологический подход позволяет осознать феномены музыкальной культуры (музыкальное произведение, жанр, стиль) как часть общего культурологического процесса.
Понимание музыкального произведения как системно-структурной иерархии в области теоретического музыкознания апробировано в ряде научных исследований (работы В. Бобровского, Ю. Холопова, В. Фомина, Е. Назайкинского, И. Котляревского) [15; 16; 67; 171; 172; 173; 112; 113]. Онтологический анализ музыкального произведения не отменяет, но дополняет формы и методы познания, выработанные традиционной системой музыкознания.
В соответствии с предложенными методологическими установками (см. введение) онтологический анализ музыкального произведения складывается из трех этапов.
1. Первый этап предполагает рассмотрение концепции личности. Здесь принципиально важным является использование универсальных возможностей культурологического подхода. Он позволяет:
* рассмотреть субъекта м