Ви є тут

Управління витратами підприємств залізничного транспорту

Автор: 
Полішко Тетяна Валеріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U002828
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Исследование факторов, условий и тенденций изменения расходов
предприятий железнодорожного транспорта
2.1. Динамика структуры себестоимости продукции и услуг предприятий железнодорожного транспорта
Современная экономическая система рыночного хозяйства базируется на автономии хозяйствующих субъектов, механизме рынка и конкуренции. Предприятие железнодорожного транспорта, как субъект рыночных отношений, для успешного осуществления хозяйственной деятельности должно быть, с одной стороны, конкурентоспособным по отношению к аналогичным предприятиям, функционирующим на рынке, с другой - быть способным взаимодействовать с предприятиями других отраслей.
На рынке средств производства предприятие приобретает необходимое оборудование, инвентарь, другие материальные ценности. Рынок труда обеспечивает предприятие квалифицированной рабочей силой.
Организационно-экономическими условиями эффективного функционирования подразделений железнодорожного транспорта в условиях рынка должны быть: экономическая самостоятельность; самоокупаемость, самофинансирование; экономическая заинтересованность; материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности.
Экономическая самостоятельность предприятия в условиях рынка обуславливает и более высокую его ответственность в реализации своего экономического потенциала, который зависит не только от имеющихся вещественных и личных факторов производства, но и от степени их эффективного использования. Обладая определенным технико-экономическим потенциалом, который можно смоделировать с помощью количественных и качественных показателей, предприятие использует этот потенциал для получения прибыли в диапазоне экстремальных значений от минимума до максимума.
На степень использования этого потенциала решающее влияние оказывает механизм рынка.
Анализ затрат позволяет определить соответствие технико-экономического потенциала предприятия и фактических расходов на производство и реализацию определить границы максимально допустимых затрат.
Предприятие железнодорожного транспорта может получить прибыль только при определенном объеме перевозок, который, в свою очередь, предполагает соответствие объема и структуры реализуемых услуг объему и структуре покупательского спроса, т.е. целевая функция предприятия - получение прибыли - не противоречит целям общества и направлена на их достижение. Эта цель достигается путем оптимизации использования имеющихся ресурсов и снижения затрат производства.
Именно поэтому предприятие железнодорожного транспорта, разрабатывая свою стратегию на перспективу, всегда стремится к оптимизации, так как это является условием для решения производственных и социальных задач. Однако, оптимизация прибыли в долгосрочной перспективе - это поэтапное достижение определенных объемов получения прибыли, которые в краткосрочном периоде могут быть определены как необходимый размер прибыли, т.е. достаточный для решения неотложных производственных и социальных задач, финансирование которых должно осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (после уплаты налогов и других обязательных платежей).
Очевидно, как максимизация, так и получение минимально-необходимого объема прибыли обусловливается необходимостью:
- производственного развития (капитальные вложения, прирост оборотных средств);
- удовлетворения экономических интересов собственников используемого имущества и финансовых средств;
- обеспечения социального потребления и социального развития коллектива.
Обеспечение устойчивого положения предприятия железнодорожного транспорта на рынке достигается расчетом экономических границ объемов его деятельности по производству товаров, работ и услуг.
В мировой практике для определения этих границ используются методы определения "безубыточности (мертвая точка)" и "минимальной рентабельности".
Предприятие железнодорожного транспорта, как субъект рыночных отношений, должно постоянно отслеживать результат своей деятельности, определять, насколько достигнутые результаты отклоняются от намеченных целей и задач. И в этой связи важная роль принадлежит экономическому анализу хозяйственной деятельности, прогнозной оценке затрат и результатов, научно-обоснованным методом калькулирования, формирования и распределения затрат производства.
Выполненный анализ доходов (табл. 2.1), расходов (табл.2.2) и рентабельности (табл. 2.3, 2.4) показывает постоянный рост уровня расходов и доходов железных дорог. Уровень рентабельности перевозок в среднем по дорогам не превышает 14%, а пассажирские перевозки являются убыточными.
Таблица 2.1
Объемы доходов от грузовых и пассажирских перевозок
железными дорогами Украины
199619971998199920002001Груз.Пасс.Груз.Пасс.Груз.Пасс.Груз.Пасс.Груз.Пасс.Груз.Пасс.Донецкая57166,2729,572,2855,985,3106388,81325,8115,71688,3130,6Приднепр.579,3117,7706,2128827,6151,21127,5157,61318,82171501,3243,3Южная424,684,5403,189,4433,5109,7583,6116,9924,3156,91115170,7Юго-Западная530,9180,5552187,3563235,3744263,9949,6341,6120,9383,1Одесская486,981,9501,687,3617,5107,1885,5127,51134,3163,51277174,5Львовская419,980,7450,487,6478,998,7612,1113,51238,1146,71341,5158,1
Таблица 2.2
Объемы затрат по грузовым и пассажирским перевозкам
железными дорогами Украины
199619971998199920002001Груз.Пасс.Груз.Пасс.Груз.Пасс.Груз.Пасс.Груз.Пасс.Груз.Пасс.Донецкая480,4200,3755,9317,4604,9253,9809,8313,91024,13971308,4292,7Приднепр.468,9299,1698,3439,9553,8331,4693,6467902,8607,81151,4462,4Южная347,2348,3403,3429,1303,3331,6327,6383,6521,8575,5310,5360,5Юго-Западная435,4238,1567,8314,2402237,1444289,56664611000,7481,9Одесская413,8219,4602,7206,5534,9181,9639,9225,1981,3345,21094,1274,1Львовская352,3235,9463,1315,2342,3238,7397,1295,8785,2584,7991,7377,9
Таблица 2.3
Уровень