Ви є тут

Правове забезпечення ефективного використання об’єктів комунальної власності

Автор: 
Джабраілов Руслан Аятшахович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004440
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Объекты права коммунальной собственности и
их виды
2.1. Понятие и виды объектов права коммунальной собственности
Прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2
Хозяйственного кодекса Украины участниками хозяйственных отношений являются
органы местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством
Украины действуют от имени и в интересах территориальной громады. Вступая в
хозяйственные отношения, территориальная громада использует принадлежащие ей
объекты права коммунальной собственности. К хозяйственно-правовым формам
использования данных объектов относятся: аренда, концессия, выпуск и обращение
местных займов, лотерей, создание и функционирование коммунальных предприятий и
т.д. Все указанные формы будут подробно рассмотрены в этом и последующих
разделах.
Следует отметить, что состав объектов коммунальной собственности разнообразен и
определяется различными нормативно-правовыми актами.
Статья 142 Конституции Украи­ны указывает, что материальной и финансовой
основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество,
доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, которые
находятся в собственности террито­риальных громад сел, поселков, городов,
районов в городах, а также объекты их совместной собственности, находящиеся в
управлении районных и областных советов.
Закон Украины «О собственности» от 07.02.1991 г. в статье 35 к объектам
коммунальной собст­венности относит имущество, которое обеспечивает
деятельность соответствую­щих советов и созданных ими органов: средства местных
бюджетов, государствен­ный жилищный фонд, объекты жилищно-коммунального
хозяйства; имущество учреждений народного образования, культуры,
здравоохранения, торговли, быто­вого обслуживания; имущество предприятий;
местные энергетические системы, транспорт, системы связи и информации, включая
национализированное имущест­во, переданное соответствующим предприятиям,
учреждениям, организациям; другое имущество, необходимое для обеспечения
экономического и социального развития соответствующей территории, а также
имущество, переданное в собст­венность административно-территориальной единицы
другими субъектами права собственности.
Территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах в
соот­ветствии со статьей 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»
от 21.05.1997 г. может принадлежать на праве коммунальной собственности
движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства,
земля, природные ресур­сы, предприятия, учреждения и организации, в том числе
банки, страховые об­щества, а также пенсионные фонды, доли в имуществе
предприятий, жилищный фонд, нежилые помещения, учреждения культуры,
образования, спорта, здраво­охранения, науки, социального обслуживания, другое
имущество и имущественные права, движимые и недвижимые объекты, определенные в
соответствии с законом как объекты права коммунальной собственности, а также
средства, полученные от их отчуждения.
Следовательно, материальной основой местного самоуправления является
коммунальная собственность. Можно согласиться с Л.М. Брайниным в том, что
законодатель слишком сузил материальную основу местного самоуправления.
Фактически материальной основой местного самоуправления является весь
хозяйственный комплекс на подведомственной территории независимо от форм
собственности [77, с.31]. Возможности использования средств предприятий не
коммунальной собственности, в определенной мере, заложены в ряде статей Закона
«О местном самоуправлении в Украине»:
внесение предложений в программы социально-экономического и культурного
развития предприятий независимо от форм собственности;
привлечение на договорных началах средств предприятий, независимо от форм
собственности на строительство, расширение и ремонт, содержание на паевых
началах объектов социальной и производственной инфраструктуры и мероприятия по
охране окружающей природной среды;
привлечение на договорных началах средств, материально-технических и трудовых
ресурсов предприятий всех форм собственности для благоустройства населенных
пунктов.
Другими словами, речь идет о полномочиях органов местного самоуправления в
сфере местного хозяйства. Термин местное хозяйство имеет различные толкования.
Одни понимают под ним совокупность различных предприятий, распо­ложенных в
данной местности (поселке, городе, регионе), причем местное хозяйство (или как
еще говорят местная промышленность) рассматривается как часть хозяйственного
комплекса Украины. Другие отождествляют с местным хозяйством предприятия
комму­нального хозяйства, т.е. предприятия, обслуживающие население местного
сообщества. Третьи трактуют местное хозяйство как дея­тельность местных органов
власти и местного самоуправления, направленную на удовлетворение потребностей в
благоустройстве [78, с. 139].
С точки зрения соотношения между государственным хозяйством и местным,
представляют интерес научные положения, изложенные в работе Л.А. Велихова
«Основы городского хозяйства». Он считает, что в громадном большинстве
западноевропейских и североамериканских государств из государственного
хозяйства с его центральными и централизованными органами управления (в
качестве субъектов хозяйства), с государственными финансами (в качестве
материальных средств) и с удовлетворением общих государственных потребностей (в
качестве цели хозяйства) выделено местное хозяйство. Это последнее, хотя и
носит, в сущности, тот же государственный характер, но имеет свой особый
субъект (