Ви є тут

Композиторська освіта у Великій Британії як феномен європейської музичної культури.

Автор: 
Гомельська Юлія Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U001873
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
ПО КОМПОЗИЦИИ В БРИТАНИИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Учебные программы бакалавра и доктора музыки до ХХ-го века. Предметы
«гармония» и «контрапункт»
Учебная программа по композиции в Британии формировалась в течение пяти веков,
начиная с шестнадцатого столетия. Все это время программа подвергалась
постоянному преобразованию. Столь длительный период ее становления и развития
требует рассмотрения исторических аспектов ее возникновения и
совершенствования. Очень важно исследование ее структурной основы, поскольку
тема, посвященная изучению учебных программ по композиции за рубежом, очень
мало исследована отечественной музыкальной наукой.
Учебные степени в музыке в Британии начали присваиваться в старейших «очагах»
образования – Оксфордском и Кембриджском университетах в конце ХV ст., что
свидетельствует о существовании к тому времени как определенных требований и
правил для их присуждения, так и, следовательно, начального этапа формирования
учебных программ. Самыми первыми кандидатами на получение учебных степеней, как
подчеркивает Т. Дарт в работе «The origins of music degrees» («Возникновение
учебных степеней в музыке», 1964 г.), стали музыканты-композиторы, занимавшие
административные посты, а также «профессионалы», имевшие музыкальные награды и
титулы, такие как «мастер детской королевской часовни» или кантор кафедрального
собора [103]. Предметом особой амбиции музыкантов были академические звания,
присуждавшиеся Оксфордским и Кембриджским университетами.
Действительно, в 1463 г. самая первая «заверенная» английская степень доктора
музыки была присвоена в Кембриджском университете Томасу Сэйнтвиксу. Вслед за
ним в 1464 г. обе степени – бакалавра и доктора музыки – получил Генри
Абингдон, возглавлявший с 1455 г. королевскую капеллу часовни Эдварда IV при
дворе короля Генриха VI. И Т. Сэйнтвикс и Г. Абингдон получили эти звания за
уже имевшиеся заслуги, а не за конкретно представленные сочинения. Позже эти
звания стали присуждаться за конкурсные сочинения, которые, кстати, непременно
должны были быть исполнены.
Самые первые степени в музыке в Кембриджском университете присваивались по
разным музыкальным специальностям, но знание «теории и практики музыки», по
утверждению Н. Карпентера, являлось самой «частой» для этого квалификацией
[100, с.200]. Но лишь в начале ХVI ст. зарегистрированы первые кандидаты на
получения музыкальной степени, обязанные продемонстрировать свое композиторское
мастерство.
В 1507 г. студент Ричард Эд, изучавший музыкальные дисциплины уже в течение
десяти лет, получил задание сочинить пятичастную мессу и антифон-гимн. Как
отмечает Ф. Харрисон в своей работе «Music at Oxford before 1500» («Музыка в
Оксфорде до 1500 г.», 1992 г.), – это и послужило началом постепенного
установления стандартных требований учебной программы по композиции, официально
утвержденных с 1518 г. [120, с.370].
Отсутствие разработки более специфических правил в программах по композиции в
ХVI веке, – утверждает Н. Карпентер в работе «Music in the Medieval and
Renaissance Universities» («Музыка в университетах средневековья и эпохи
Ренессанса», 1958 г.), – являлось следствием очень небольшого количества
претендентов на получение степени в этой области по сравнению с кандидатами в
других музыкальных дисциплинах университета [100, с.207].
Учебные степени по композиции упоминаются в почетных уставах Оксфордского
университета в 1636 году. Как указывает Н. Карпентер, для получения степени в
композиции бакалавр должен был сочинить крупную пятичастную композицию, а
доктор музыки – 6-8 частную, обучаясь на факультете музыки в течение 7 лет, а
затем еще пяти лет для каждой ученой степени соответственно [100, с.165].
Согласно такому источнику, как работа С. Вильямса «A Short Historical Account
of the Degrees in Music at Oxford and Cambridge, with a chronological list of
graduates…from the year 1463», («Краткий исторический справочник степеней в
музыке в Оксфорде и Кембридже, с хронологическим списком наград…с 1463 г.»,
1893 г.) можно утверждать, что степени присваивались на основе уже устоявшейся
репутации кандидата как композитора, а исполнение его сочинений было
обязательным атрибутом заключительной церемонии получения степени. [172, с.27].
Этот факт подтверждается в работах О. Вигнолеса (1899 г.) и Б. Бойделля (1989
г.) [169, 91].
В XVII веке британское образование, в отличие от большей части европейских
университетов, не утрачивает интерес к музыкально-научным дисциплинам, и
традиции старого теоретического обучения сохраняются. Но при этом усиливается
подготовка профессионалов, не только знающих музыкальную теорию, но и владеющих
практическими исполнительскими и композиторскими навыками. Задачей Оксфордского
и Кембриджского университетов было стремление подготовить профессионалов нового
типа – образованного музыканта-практика, способного заниматься разнообразной
многопрофильной профессиональной музыкальной деятельностью.
Узкоспециализированного образования не было, и каждый получающий музыкальное
образование должен был владеть ремеслом импровизации и сочинения музыки, петь в
хоре, уметь играть на нескольких музыкальных инструментах и по необходимости
переключаться с одного вида деятельности на другой.
Подтверждением получения разностороннего музыкального образования являются
жизненные и творческие пути разных английских композиторов того времени:
Уильямса Берда (1544 – 1623), Джона Булла (1563 – 1628), Орландо Гиббонса (1583
– 1625), Томаса Морли (1557-1603), помимо сочинения музыки занимавшимися
органно-исполнительской, певческо-хормейстерской