Ви є тут

Сучасні тенденції формування інституту політичного лідерства та їх прояв в Україні

Автор: 
Осипова Світлана Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U002992
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В
ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛЕ УКРАИНЫ
2.1. Общая характеристика современных тенденций формирования института
политического лидерства и особенности их проявления в Украине
Особенностью современного политического лидерства является многообразие его
проявлений: в политике сегодня трудно найти лидера-одиночку, чаще лидерство
представляет собой результат коллективных действий. Таким образом, в
современных государствах происходит примирение принципов демократии, понимаемой
в прямом, этимологическом, значении как власть народа, и политического
лидерства, предполагающего руководящую роль одного или ограниченного круга лиц.
Как следствие на первое место выходит не столько способность и готовность
личности исполнять роль лидера, сколько необходимость формализации ее лидерской
позиции. Именно этот процесс отражает одна из главных современных тенденций в
развитии политического лидерства – его институционализация. Данная тенденция
проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовки,
движения к власти и сама их деятельность осуществляются в рамках определенных
институтов, что ограничивает в той или иной мере их власть и повышает влияние
окружения на принятие решений. С другой стороны, деятельность различных партий,
общественных движений и организаций персонифицируется в конкретных личностях.
Такой подход позволяет рассматривать политического лидера одновременно и как
субъекта, и как объекта политического процесса. Субъектом его делают
незаурядные качества, благодаря которым он становится во главе
социально-политических движений и наделяется властными полномочиями. Объектом
политики лидер выступает, выполняя требования времени, социальных слоев и
групп, удовлетворяя запросы и интересы той общности, которая прибегла к его
услугам.
Институционализация как тенденция формирования политического лидерства
обусловлена развитием демократических процессов в современном обществе,
отсутствием в современных индустриально развитых государствах разного рода
революционных ситуаций, способных вызвать к жизни рождение таких лидеров, как
Петр I, Наполеон, Бисмарк, Ленин. Современные лидеры больше, чем прежде,
подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач.
Концентрация активности лидеров на решении экономических и политических проблем
выдвигается сегодня на передний план деятельности лидера любого ранга. Именно
эффективность деятельности лидера, направленной на обеспечение экономической
стабильности и социальной справедливости, роста уровня жизни и благосостояния
граждан, приносит сегодня лидеру наибольшее количество очков в его пользу.
На сегодняшний день политические и экономические реформы в Украине, как и в
большинстве государств постсоветского пространства, зашли в тупик. И те, кто
вошел в большую политику в начале 90-х годов ХХ в. на волне антикоммунизма,
сегодня обанкротились, так как их идеи не переросли в цивилизованный
демократизм. Полтора десятилетия демократического развития показали, что ломать
и строить – не одно и тоже, и что большинство демократов знают, чего они не
хотят, но очень смутно представляют, чего хотят.
Политическая ситуация обостряется наличием экономических кризисных явлений, что
с еще большей очевидностью ставит вопрос о новом поколении лидеров, способных
понять требования времени, способных к активным новаторским действиям и,
главное, способных взять за эти действия ответственность на себя.
В условиях политической и экономической нестабильности, проявляющейся, прежде
всего, в падении уровня жизни, неуверенности в завтрашнем дне, интересы
общества требуют от лидеров не только четко сформулированных программ
преобразований, но и видения их последствий как позитивного, так и негативного
плана (что все равно неизбежно). Только профессионализм лидера может помочь ему
в политическом прогнозировании последствий того или иного тактического или
стратегического шага, в выявлении преимуществ избранных путей решения
конкретных проблем, в признании в случае необходимости собственных просчетов и
в обдуманном их исправлении. В этом и проявляется сложность эффективного
политического руководства, вызывающая такие негативные последствия в
политическом поле страны, как спекулирование на трудностях и негативах ситуации
определенных слоев общества в их борьбе за власть.
К сожалению, в этом, думается, проявляется важная современная проблема
лидерства: последнее десятилетие украинская политическая элита вынуждена больше
бороться против кого-то, нежели за что-то [43, с. 45].
Все это обусловливает в сложившихся условиях проявление такой важнейшей
тенденции в процессе формирования и становления института политического
лидерства, как его профессионализация. Сегодня всем хорошо понятно, что хорошая
политика – это профессиональная политика. В современном мире профессия политика
входит в список самых престижных профессий. Любая профессиональная деятельность
требует специальных знаний, навыков и опыта, тем более политическая
деятельность лидера, от компетентности и профессионализма которого часто
зависят судьбы больших и малых социальных групп.
Существует достаточно большое число критериев, по которым можно оценивать
профессионализм политического лидера. Например, высокий уровень образования
современных политиков, среди которых не редкость лидеры, имеющие два, а то и
три высших образования, научные степени и ученые звания. Другой вопрос, что для
преодоления кризисных явлений современной общественной жизни,
политику-профессионалу мало иметь знания, что делать и к